Мокаева Маржан Абукаевна
Доцент института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, кандидат психологических наук. Тел. 8928-721-57-04 Е-mail: mmargan@yandex.ru
Образование:
- Кабардино-Балкарский государственный университет;
- Санкт-Петербургский гос. университет, факультет психологии
Квалификация: Преподаватель математики. Психолог.
Аспирантура Санкт-Петербургского государственного университета по 19.00.05, 1990- 1994
Докторантура Санкт-Петербургского государственного университета по 19.00.05, 2000- 2003.
Занимаемая должность: доцент ИПП и ФСО КБГУ
Общий стаж работы: более 40 лет.
Стаж работы по специальности: более 40 лет.
Научная степень: кандидат психологических наук
Ученое звание: доцент.
Данные о повышении квалификации:
- «Новые педагогические технологии в дополнительном профессиональном образовании», 108 ч. (Нальчик, 2016г.) – Удостоверение о повышении квалификации № 072404101212 от 16.01.2017г.
- «Реализация онлайн образования в межпредметной и предметной средах», 72 часа (Иркутск, 2018 г.) – Удостоверение о повышении квалификации № 382407337866 от 25.05.2018 г.
- «Актуальные тенденции развития современной дидактики, 36 ч. (Нальчик, 2018 г.) – Удостоверение о повышении квалификации № 071801447464 от 28.09.2018 г.
- «Психология и жизнь: Актуальные проблемы психологии образования» (Минск, 2018) – Сертификат.
- «Организация дистанционного обучения в цифровой образовательной среде МЭО»
Реализует программы: Общая психология, Психология развития, Специальная психология, Социальная психология, Психология рекламы, Организационная психология, Психология личности и др.
Реализует программы ДПО:
- «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (Программа объемом в 544 часа, направлена на формирование и развитие компетентностей, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в области ПСИХОЛОГИИ. Учебный план программы включает дисциплины, рассматривающие актуальные вопросы современной психологии развития, социальной и педагогической психологии, основ психологического консультирования, психологии здоровья, психопатологии, технологии личностного и профессионального роста, психологическую диагностику и др.
- «ЛОГОПЕДИЯ В ОО». Программа, объемом в 520 часов, направлена на подготовку специалистов для работы в коррекционно-образовательных учреждениях разного типа, в группах и классах, где обучаются дети с нарушениями речи.
Учебный план программы включает дисциплины, рассматривающие актуальные вопросы современной логопедии, логопсихологии, педагогики и психологии, невропатологии детского возраста, современные аспекты психолингвистики, методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями, инновационные логопедические технологии и др.
Область научных интересов: Социальная психология, психология управления, этнопсихология
Профессиональные достижения:
-зав. кафедрой психологии ИПК и ПРО КБГУ с 1997 по 2017 год.
-С 2017 г. и по настоящее время – доцент ИПП и ФСО КБГУ.
В 2007 г. награждена Почетной грамотой федерации независимых профсоюзов России за добросовестный труд;
-2009 г. – Почетная грамота КБГУ за многолетний творческий труд в системе повышения квалификации работников образования.
Кандидатская диссертация защищена в 1995 году в Санкт – Петербургском государственном университете по теме: «Управление полиэтничными педагогическими коллективами».
Экспертиза докторской диссертации: «Стремление к пониманию смысла жизни» состоялась в 2007 году на заседании Совета по защите докторских диссертаций.
Мокаева М.А. систематически совершенствует свою профессиональную подготовку. Выступает с докладами по исследуемой проблематике на международных, российских и региональных форумах психологической и педагогической направленности.
Активно пропагандирует психолого-педагогическую культуру для всех, в том числе, используя различные форматы СМИ.
Маржан Абукаевной издано более 80 печатных работ, в том числе монографии:
- Суждения о смысле жизни. СПб., 2001 – 3,2 п/л;
- Стремление к пониманию смысла жизни. Самара, 2007 – 11 п/л;
- Формирование смысложизненных ориентаций как условие предотвращения девиантного и делинквентного поведения подростков и детей (глава в коллектив-ной монографии). Красноярск, 2012 – 1,2 п/л;
- Смысл жизни и здоровье. Лейпциг, 2013 – 6 п/л;
- Нищета века. Нальчик, 2013 – 13 п/л
Учебные пособия:
- Этнопсихология: Личность (Рекомендовано Министерством общего и профессионально-го образования РФ для студентов вузов). Нальчик, КБГУ, 2000 – 11 п/л;
- Психологическая культура для всех. Нальчик, 2015- 5 п/л;
- Логопедия (в интерактивном формате). Нальчик, 2015- 5 п/л;
- Социальная психология (в интерактивном формате). Нальчик, 2015- 5 п/л.
- Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения (с практикумом), М., 2022 -13 п/л и др.
М.А. Мокаева систематически печатается в журналах из перечня ВАК, РИНЦ, Web of science, Scopus со статьями актуальными в сфере образования и воспитания:
- Нужна ли концепция воспитания каждого ребенка? //Теоретический и научно–методический журнал «Воспитание школьников», №2, 2016
- О необходимости модернизации образовательных контентов в системе ДПО и усилении психологической составляющей всех уровней образования //Сборник трудов по проблемам ДПО, 2017. № 32
- Мотивация достижения, активность и успешность личности // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация. Владимир, 2017
Обеспечение динамичности воспитательных ресурсов как условие повышения эффективности // Теоретический и научно–методический журнал «Воспитание школьников», №1, 2017 - Технологическая обусловленность повышения эффективности формирования психологической культуры обучающихся // Психология и жизнь: Актуальные проблемы психологии образования, Минск, 2018
- Воспитание в информационную эпоху //Теоретический и научно–методический журнал «Воспитание школьников», №1, 2019
- Внутренние социально-психологические детерминанты здоровья современного человека (Internal socio-psychological determinants of health of the modern man) (стаья, Web of science) // https://www.dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/en/edici%E2%99%80n-2013/year-vi-special-edition-march-2019/
- Модернизирующаяся психолого-педагогическая культура участников обра-зовательного процесса – де-терминанта его эффективности – MODERNIZING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS (статья, Scopus) // https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/SCTCMG2018FA270.pdf и другие
- Воспитание культуры поведения у современных младших школьников // научно–методический журнал «Начальная школа», №1, 2021
- Детская агрессия // научно–методический журнал «Воспитание школьников», №5, 2022 и др.
Преподаваемые дисциплины:
-социальная психология
-педагогическая психология
-возрастная психология
-психология личности
-психология здоровья
-общая психология
-методы социально психологических исследований
-современные проблемы науки и образования
-психодиагностика с практикумом
-социальная психология образование