Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ
+7 (8662) 72-23-60; e-mail: kbipk@yandex.ru
О нас
По данным экспертов, в середине прошлого века знания удваивались каждые 50 лет. Сегодня же объём знаний удваивается каждые три года, а в ближайшие годы они будут удваиваться каждые 11 дней. Это свидетельствует о том, что даже студенты, оканчивающие высшие учебные заведения, выходят из их стен практически с устаревшими знаниями, не говоря уже о специалистах с определённым стажем работы. И эти показатели ставят перед системой образования, в первую очередь перед системой дополнительного профессионального образования, принципиально новую стратегическую задачу: обеспечить непрерывное образование специалистов в течение всей профессиональной деятельности.
Исходя из этого, важнейшей задачей дополнительного профессионального образования в ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» на ближайшую перспективу является активизация процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов по приоритетным направлениям в соответствии с реальным спросом экономики Республики.
В том числе и в первую очередь:
– повышение на соответствующих курсах уровня квалификации учителей-предметников общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, преподавателей высших и средних учебных заведений;
– обеспечение комплексной подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц и служащих органов местного самоуправления в рамках Всероссийской Системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления;
– предоставление образовательных услуг (повышение квалификации, подготовка и профессиональная переподготовка) безработным гражданам Республики в целях повышения их конкуретоспособности и профессиональной мобильности, обеспечения их занятости и смягчения социальной напряженности на рынке труда;
– повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов и руководителей других отраслей народного хозяйства Республики (работников сферы молодежной политики, физической культуры и спорта, экономистов, юристов и др.).
Решение этих задач в Университете первую очередь возлагается на Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализующий программы ДПО наряду с другими учебными подразделениями КБГУ.
ИПК и ПП КБГУ был основан в 1939 г. как институт усовершенствования учителей. В 1991 г. преобразован в Кабардино-Балкарский институт повышения квалификации. С 1997 г. является структурным подразделением Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова».
Общее руководство деятельностью ИПК и ПП КБГУ осуществляет ректор Кабардино-Балкарского государственного университета. Непосредственно руководит Институтом доктор филологических наук профессор А.М. Камбачоков.
Обучение слушателей в институте осуществляется кафедрой повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов на основе учебных программ, разработанных в соответствии с запросами и потребностями региона.
Важнейшими задачами ИПК и ПП КБГУ являются: удовлетворение потребностей специалистов в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых функций. ИПК и ПП КБГУ реализует программы дополнительного профессионального образования по очной и очно-заочной формам обучения.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров осуществляется на основе разработанных вновь и переработанных программ. Так, в ИПК и ПП проводится повышение квалификации по программам: «Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий при электронном и дистанционном обучении», «Информационные технологии в образовании», «Новые педагогические технологии в образовании», «Обновление содержания образовательного процесса в детских образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС», «Образование детей дошкольного возраста», «Преподавание родного (кабардинского, балкарского) языка и литературы в условиях введения ФГОС», «Английский язык в сфере общего и среднего образования», «Противодействие коррупции в администрации в системе государственного и муниципального управления», «Профилактика (предупреждение) терроризма и экстремизма в молодежной среде» и др. По каждой программе разработаны соответствующие учебно-методические комплексы.
В ИПК и ПП КБГУ проводится обучение различных категорий специалистов на курсах профессиональной переподготовки по программам: «Образование детей дошкольного возраста», «Менеджмент в образовании», «Английский / немецкий язык в сфере образования», «Государственное и муниципальное управление», «Преподаватель», «Юриспруденция: государственно-правовые отношения» и др.
Программы профессиональной переподготовки специалистов и руководителей, разработанные и реализуемые в ИПК и ПП КБГУ, предусматривают:
– блок общепрофессиональных дисциплин, позволяющий получить или дополнить необходимые теоретические знания по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения;
– блок специальных дисциплин, позволяющий получить необходимые знания и умения в постановке и решении профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным требованиям (профессиональным стандартам) конкретной должности и цели обучения.
Данные образовательные программы дополнительного профессионального образования обеспечивают его преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования соответствующего направления обучения.
Уровень знаний слушателей ИПК и ПП КБГУ определяется по результатам текущего контроля. Освоение слушателями образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией, по результатам которой выдаются документы установленного образца: удостоверение о повышении квалификации (для лиц, прошедших обучение по краткосрочным программам); диплом о профессиональной переподготовке (для лиц, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки.
Обучение на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и руководителей производится по мере формирования групп.
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (положение)
Сотрудники
- Камбачоков Адам Муштагидович (Къэмбэчокъуэ Iэдэм Муштэхьид и къуэ)
Директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ, доктор филологических наук, профессор кафедры кабардино-черкесского языка и литературы КБГУ.
- Губжокова Диана Джарихановна
Заместитель директора ИПК и ПП КБГУ.
- Бапинаева Разият Борисовна
Ведущий документовед ИПК и ПП КБГУ.
Список дисциплин
Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемые в ИПК и ПП КБГУ
|
|
|
№№ п/п | Наименование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов | Объём программы (час.) |
1. | Управление образовательной организацией | 108 |
2. | Основные направления деятельности младших воспитателей дошкольного образовательного учреждения | 72 |
3. | Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС | 108 |
4. | Противодействие коррупции и экстремизму | 54 |
5. | Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий при электронном и дистанционном обучении | 72 |
6. | Современные педагогические технологии в системе высшего образования | 72 |
7. | Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления | 54 |
8. | Методические особенности обучения родному (кабардинскому / балкарскому) языку и литературе в условиях реализации ФГОС | 108 |
9. | Теоретические и методические особенности преподавания лексики и фразеологии кабардинского / балкарского языка как иностранного | 72 |
10. | Организация работы с молодежью в муниципальных образованиях | 108 |
11. | Профилактика (предупреждение) терроризма и экстремизма в молодежной среде | 72 |
12. | Информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности | 72 |
13. | Государственное и муниципальное управление, менеджмент и экономика в образовании | 72 |
14. | Образование детей дошкольного возраста | 528 |
15. | Родной (кабардинский / балкарский) язык и литература в образовательной организации | 528 |
16. | Менеджмент в образовании | 528 |
17. | Государственное и муниципальное управление | 530 |
18. | Юриспруденция: государственно-правовые отношения | 530 |
19. | Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятиях различных форм собственности | 528 |
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Программы повышения квалификации
№№ п/п | Наименование образовательной программы | Целевая аудитория | Объём программы (час.) |
1. | Управление образовательной организацией Целью программы является формирование и совершенствование компетенций директоров, завучей в соответствии с современной нормативно-правовой базой, с требованиями профессиональных образовательных стандартов. | Директора, завучи образовательных организаций
| 108 |
2. | Основные направления деятельности младших воспитателей дошкольного образования Целью программы является формирование и совершенствование теоретических и практических вопросов, решение которых обусловлено необходимостью подготовить младших воспитателей дошкольных групп к деятельности в новых условиях системы дошкольного образования. В программе учитываются новые подходы государства к воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в свете Концепции системы дошкольного образования. | Младшие воспитатели | 72 |
3. | Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Целью программы является совершенствование знаний и практических умений педагогов дошкольного образования в процессе реализации новых педагогических технологий. | Воспитатели дошкольных образовательных организаций | 108 |
4. | Противодействие коррупции и экстремизму Программа направлена на изучение основ законодательства и программных документов в сфере противодействия коррупции и экстремизму. Анализ деятельности силовых структур в сфере противодействия коррупции и экстремизму. | Работники образовательной сферы, государственных и муниципальных учреждений | 54 |
5. | Реализация образовательных программ с применением современных образовательных технологий при электронном и дистанционном обучении Программа направлена на повышение уровня профессиональной компетентности работников высшего образования в области проектирования, разработки и организации педагогических систем электронного и дистанционного обучения. Умение создавать электронные образовательные ресурсы и сетевое и локальное программное обеспечение. | Профессорско-преподавательский состав вузов и сузов | 72 |
6. | Современные педагогические технологии в системе высшего образования Совершенствование профессиональной подготовки в сфере построения современной информационно-образовательной среды педагога ВУЗа, эффективного использования педагогических технологий и инструментов электронного обучения.
| Профессорско-преподавательский состав вузов | 72 |
7. | Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления Формирование теоретических основ и практических навыков по выявлению, предупреждению и пресечению фактов коррупции. Принимаемые нормативно-правовые акты, направленные на предупреждение и пресечение коррупции, и их практическая эффективность. | Служащие государственных и муниципальных учреждений | 54 |
8. | Методические особенности обучения родному (кабардинскому / балкарскому) языку и литературе в условиях реализации ФГОС В программе предусмотрено ознакомление с современными нормативно-правовыми актами, реализующими государственную политику в сфере образования, основными положениями ФГОС, с психолого-педагогическими основами деятельностного обучения, обучением современным педагогическим методам и технологиям, формированием умений переноса полученных знаний в реальную практическую деятельность на уроках родного языка и литературы. Задачи программы направлены на осмысление путей обновления методики преподавания родного языка и литературы по новым УМК; развитие профессиональных компетенций педагогов. | Учителя кабардинского языка и литературы, балкарского языка и литературы общеобразовательных организаций | 108 |
9. | Теоретические и методические особенности преподавания лексики и фразеологии кабардинского / балкарского языка как иностранного Программа предусматривает освоение слушателями первоначальных теоретических знаний о разделе грамматики «Лексика и фразеология кабардинского/балкарского языка». Изучение лексико-фразеологических единиц языка предлагается на материале нартского эпоса, кросскультурных текстов. Для практического овладения методикой преподавания лексики и фразеологии кабардинского/балкарского языка в иноязычной группе предлагаются методы интерактивного усвоения материала. Усвоению большого количества слов и готовых речевых конструкций способствуют различные способы запоминания с помощью мнемотехники. В основу программы положены принципы ситуативно-тематического и коммуникативного подходов к обучению языку в социокультурном аспекте, в тесной взаимосвязи языка и культуры народа-носителя изучаемого языка. | Учителя кабардинского / балкарского языка из стран дальнего и ближнего зарубежья, резерв кадров | 72 / 72 |
10. | Организация работы с молодежью в муниципальных образованиях Программа предусматривает практико-ориентированный подход к повышению квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики. Она направлена на формирование компетенций, необходимых слушателям курсов повышения квалификации для реализации программ и проектов в сфере государственной молодежной политики. Построение программы по модульному принципу позволяет углубить и систематизировать знания слушателей по вопросам ГМП, способствует совершенствованию инструментальных технологий в области реализации программ и проектов государственной молодёжной политики. Методика изучения курса строится на рациональном сочетании лекций и активных форм и методов обучения. | Специалисты сферы государственной молодежной политики, специалисты и руководители служб работы с персоналом | 108 |
11. | Профилактика (предупреждение) терроризма и экстремизма в молодежной среде Цель программы: совершенствование профессиональной компетентности работников образования, КБР по вопросам организации системной работы в образовательной организации по профилактике терроризма и экстремизма Задачи программы: расширение представления слушателей о нормативно-правовом обеспечении противодействия ксенофобии и экстремизму, совершенствование навыков и умений по работе с нормативно-правовой документацией; ознакомление слушателей с технологиями, направленными на формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; способствование профессиональной адаптации педагогов, формированию мотивации к профессиональному самосовершенствованию в меняющихся условиях образовательной практики. | Специалисты сферы государственной молодежной политики, работники образовательных и иных организаций, непосредственно занимающиеся вопросами профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде | 72 |
12. | Информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности Цель программы: сформировать у слушателей систему знаний, умений и навыков в области использования средств информационных технологий в образовании | Педагоги, воспитатели и иные работники образования | 72 |
13. | Государственное и муниципальное управление, менеджмент и экономика в образовании Цель программы: формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления организационно-управленческой и педагогической деятельности в образовании. | Руководители структурных подразделений образовательных учреждений | 72 |
Сводная таблица
по образовательным программам
курсов повышения квалификации в ИПК и ПП КБГУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА
Программы профессиональной переподготовки
|
|
|
|
№№ п/п | Наименование образовательной программы | Целевая аудитория | Объём программы (час.) |
1. | Образование детей дошкольного возраста Целью программы является совершенствование знаний и практических умений педагогов дошкольного образования в процессе реализации новых педагогических технологий | Воспитатели дошкольных образовательных учреждений | 528 |
2. | Родной кабардинский / балкарский язык и литература в образовательной организации Программа курсов профессиональной переподготовки составлена в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагогических работников. Она ориентирована на формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида деятельности, соответствующих направлению Филология: кабардинский/балкарский язык и литература. Программа включает разделы Филология современный кабардинский/балкарский язык, история кабардинской/балкарской литературы и Методика преподавания кабардинского/ балкарского языка и литературы. Методика преподавания соответствует требованиям ФГОС и представлена современными педагогическими технологиями, деятельностной основой обучения. В основу программы, учебных материалов и возможных способов их подачи положен компетентностный подход | Учителя кабардинского языка и литературы, балкарского языка и литературы общеобразовательных организаций, средних и высших образовательных учреждений без соответствующего образования | 528 |
3. | Менеджмент в образовании Программа предназначена для руководителей образовательных организаций, их заместителей и ориентирована на формирование профессиональных компетенций современного руководителя. Слушатели приобретут знания в области управления образовательной организацией в условиях модернизации системы образования | Специалисты с высшим и средним непрофильным образованием | 528 |
4. | Государственное и муниципальное управление Цель программы – переподготовка слушателей, направленная на достижение ими профессиональных знаний, умений и навыков в сфере государственного и муниципального управления | Специалисты с высшим непрофильным образованием | 530 |
5. | Юриспруденция: государственно-правовые отношения Программа направлена на профессиональную переподготовку специалистов с высшим профессиональным образованием с целью приобретения ими знаний о характере и взаимодействии правовых явлений, их взаимосвязи в целостной системе права и умений юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, толковать и применять законы, принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом. | Специалисты с высшим и средним непрофильным образованием | 530 |
6. | Бухгалтерский учет, анализ и аудит на предприятиях различных форм собственности Программа предназначена для профессиональной переподготовки лиц с высшим профессиональным образованием. В процессе обучения слушатели приобретают соответствующие знания в области экономической теории, правоведения, экономики организаций, теории бухучета, теории экономического анализа, отчетности и контроля, налогового законодательства, основ внешнеэкономической деятельности, современной практики ценообразования, принципов и правил аудита, кредита и финансов, оформления и контроля бухгалтерской документации. | Специалисты с высшим и средним непрофильным образованием | 528 |