Кавказология. 2019. №2_ Прасолов Д.Н.

Дата создания: 14.07.2019
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Правильная ссылка на работу:

Прасолов Д.Н. Просветительские практики и интеллектуальная культура коренного населения Северного Кавказа в условиях имперской модернизации (школьный вопрос на Съездах доверенных Нальчикского округа в последней трети XIX – начале XX в.) // Кавказология. – 2019. – №2. – С. 37-54. DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2019-2-37-54

Кавказология. 2019. №1_Гончаров С.А., Кадиева А.А.

УДК 94(47)

DOI 10.31143/2542-212X-2019-2-37-54

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В УСЛОВИЯХ ИМПЕРСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ (ШКОЛЬНЫЙ ВОПРОС НА СЪЕЗДАХ ДОВЕРЕННЫХ НАЛЬЧИКСКОГО ОКРУГА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX – НАЧАЛЕ XX в.)[1]

Д.Н. ПРАСОЛОВ 

Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр РАН»

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: dmprasolov@gmail.com

Аннотация. Съезды доверенных – самобытный институт окружного самоуправления кабардинцев и балкарцев, регулярно функционировавший под контролем коронной администрации в последней трети XIX – начале ХХ в. Представители сельских обществ неоднократно обращались к рассмотрению школьного вопроса, который включал несколько аспектов, связанных с возможностями получения школьного образования кабардинцами и балкарцами, в том числе и на уровне аульных школ (училищ). Однако в 1878 и 1907 гг. съезды доверенных составляли приговоры об упразднении аульных школ. Обстоятельства принятия этих постановлений и их последствия были различными, а их анализ позволяет увидеть в формах обсуждения и способах решения школьного вопроса особенности просветительских практик и интеллектуальной культуры коренного населения Нальчикского округа. Выявляется определенная эволюция просветительской деятельности местного самоуправления, объясняемая расширением доступа кабардинцев и балкарцев к образованию, культуртрегерскими инициативами региональных властей и представителей национальной интеллигенции. Вместе с тем проявилась ограниченность возможностей местного образования, в первую очередь, ее начальной ступени – аульных школ, обусловленная трудностями в освоении русскоязычной программы обучения, отсутствием образовательных практик на родном языке, а также предрассудками традиционной этноконфессиональной среды, ориентированной на замкнутость и неприятие культурных новаций, представлявшихся угрозами традиционалистской социокультурной самоорганизации. Закрепление дифференциации просветительских стратегий немногочисленной образованной части общества с необразованным большинством, способствовало нарастанию культурных дистанций внутри этнических сообществ и сохранению трудностей их преодоления. Съезды доверенных, регулярно принимавшие решения по софинансированию образования кабардинцев и балкарцев в учебных заведениях в Нальчике или за пределами округа, но лишь эпизодически обращавшихся к проблемам аульных школ, не способствовали разрешению выявленных противоречий.

Ключевые слова: кабардинцы; балкарцы; Нальчикский округ; Терская область; съезд доверенных; местное самоуправление; аульные школы; Нальчикская горская школа; Кабардинская общественная сумма; особое мнение; интеллектуальная культура.

EDUCATIONAL PRACTICES AND INTELLECTUAL CULTURE OF THE NORTH CAUCASIAN INDIGENOUS POPULATION WITHIN THE CONTEXT OF IMPERIAL MODERNIZATION (SCHOOLING QUESTION AT THE MEETINGS OF ENTRUSTED DEPUTIES OF THE NALCHIK DISTRICT IN THE LAST THIRD OF THE 19th – EARLY 20th CENTURIES)

D.N. PRASOLOV

Institute of humanitarian researches – branch of FSBSE «Federal Scientific Center

‘Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences’»

360000, KBR, Nalchik, Pushkin st., 18

E-mail: dmprasolov@gmail.com

Abstract. Congress of entrusted – an original institution of district self-government of Kabardinians and Balkars, regularly functioning under the control of the Russian administration in the last third of the 19th – beginning of the 20th centuries. Representatives of rural societies have repeatedly turned to the school issue, which included several aspects related to the possibility of getting a school education by Kabardians and Balkars, including at the level of aul schools. However, in 1878 and 1907. congress of entrusted drew up sentences on the abolition of aul schools. The circumstances of the adoption of these decisions and their consequences were different, and their analysis allows us to see in the discussion forms and ways of solving the school issue the features of educational practices and intellectual culture of the indigenous population of the Nalchik district. A certain evolution of the enlightenment activity of local self-government is revealed, explained by the increased access of Kabardians and Balkars to education, cultural and treger initiatives of regional authorities and representatives of the national intelligentsia. At the same time, the limited possibilities of local education, first of all, of its initial stage – aul schools, appeared due to difficulties in mastering the Russian-language curriculum, lack of educational practices in the native language, as well as prejudices of the traditional ethno-confessional environment, focused on isolation and rejection of cultural innovations, represented by threats of traditionalist sociocultural self-organization. The consolidation of the differentiation of educational strategies of a small educated part of society with an uneducated majority contributed to the growth of cultural distances within ethnic communities and the persistence of difficulties in overcoming them. Trusted congresses, regularly making decisions on co-financing the education of Kabardians and Balkars at educational institutions in Nalchik or outside the district, but only occasionally addressing the problems of aul schools, did not contribute to resolving the revealed contradictions.

Keywords: Kabardians; Balkars; Nalchik district; Terek oblast’; Congress of entrusted; local self-government; aul schools; Nalchik mountain school; Kabardian public sum; dissenting opinion; intellectual culture.

[1] Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных научных исследований РАН «Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России». Подпрограмма «Культурно-сложные общества: понимание и управление». Проект «Исторический опыт и актуальные проблемы интеграции культурно-сложного макрорегиона в российское государственное пространство: Северный Кавказ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: