Эльдар Солтанов: Аккредитационно-симуляционный центр медицинского факультета КБГУ

Дата создания: 03.06.2022
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 3, Рейтинг: 5,00)
Загрузка...

Солтанов Эльдар ИдрисовичСолтанов Эльдар Идрисович кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской и эндоскопической хирургии, директор обучающего аккредитационно-симуляционного центра МФ КБГУ

Основополагающее значение для совершенствования образовательного процесса в вузе имеет применение новых обучающих технологий. Смещение приоритетов высшего образования в сторону формирования профессиональных компетенций привело к необходимости компетентностного подхода, направленного на формирование ключевых (базовых, универсальных) и профессиональных компетенций, т.е. готовности студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения, навыки и способы деятельности для решения практических и теоретических задач, возникающих в результате

их профессиональной деятельности. Назрела необходимость перейти от информационно-сообщающего обучения к обучению, моделирующему и формирующему будущую профессиональную деятельность, к активным формам обучения, позволяющим готовить специалиста, способного быстро адаптироваться к изменяющимся производственно-экономическим условиям, видеть проблемы и направления отрасли здравоохранения, разрабатывать и профессионально принимать оптимальные альтернативные решения.

Требования новых государственных образовательных стандартов к профессиональной компетенции выпускников и объективные условия реальной практики в здраво- охранении диктуют необходимость изменений в методологии медицинского образования. Выпускник вуза обязан владеть регламентируемым объемом практических навыков и умений. При этом освоение большинства из них возможно лишь в теоретическом формате, что связано, как с рисками осложнений при выполнении определенных медицинских манипуляций, так и с правовыми и этическими нормами. Поэтому закономерно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний.

Симуляция в медицинском образовании — современная технология обучения и оценки практических навыков, умений и знаний, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего могут использоваться биологические, механические, электронные и виртуальные (компьютерные) модели. С помощью симуляционных методик могут быть отработаны и проконтролированы практические навыки и умения медицинской сестры, фельдшера или врача. Симуляционное обучение предоставляет возможность каждому обучающемуся осуществить (и не один раз) профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде.

Давайте сравним традиционное классическое обучение «у постели больного» и симуляционное обучение. Преимуществами первого являются: опыт взаимодействия с разными пациентами; возможность наблюдать действия профессионалов; развитие клинического мышления; подготовка к самостоятельной деятельности. Но оно также имеет и свои недостатки: не у всех студентов есть возможность самостоятельно выполнить действие; в процессе обучения велика вероятность ошибки; нарушение права пациента на качественное оказание помощи; не всегда существует возможность педагогического контроля степени достижения компетентности (выполнения действий с его обоснованием).

В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски. Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности, в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов XX века. Использование симуляторов, манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.

Первые шаги в работе центра практических навыков КБГУ показали целесообразность использования симуляционного центра в медицинском образовании и получили положительные отзывы, как профессорско-преподавательского состава нашего университета, так и обучающихся.

Симуляционный центр – это учебно-методическое подразделение, где отрабатываются не только отдельные практические навыки и манипуляции, но и осуществляется учебно-методическая работа, научный поиск, экспериментирование в технологиях преподавания с выходом на клинические базы. Медицинский факультет идет по пути создания единого аккредитационно-симуляционного центра клинической подготовки студентов и молодых специалистов, где будут реализовываться чет- ко определенные кластеры практического тренинга на всех этапах обучения, в том числе на до- и послевузовском. Основные кластеры: «экстренная медицина», «уход за больными», «педиатрия – неотложная помощь, уход за детьми», «анестезиология и реанимация», «хирургия и лапароскопия», «акушерство и гинекология» и др.

В настоящее время центр ведет полноценную работу по установленному регламенту. Первым этапом, через который проходят студенты в центре, является теоретическая подготовка – это специально разработанный специальный курс по одному из разделов медицины. Например, это рекомендации по базовой или расширенной реанимации, или хирургии. После этого студенты переходят в учебные залы для освоения практических навыков (второй этап), где по темам собраны тренажеры для отработки отдельных медицинских манипуляций: сосудистый доступ, восстановление проходимости ВДП, сердечно-легочная реанимация, пункция пневмоторакса, иммобилизация и транспортировка, катетеризация мочевого пузыря, промывание желудка, уход за стомами и катетерами, аускультация, акушерские манипуляции и многое другое. А затем, имея теоретическую подготовку (первый этап), владея практическими навыками (второй этап) и отработав виртуальный алгоритм лечения неотложных состояний, студент попадает в симуляционную часть центра (имитация палаты), где в условиях, приближенных к настоящим (реальная обстановка, реальное оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на его вмешательства), он путем многократного повторения и разбора ошибок добивается совершенства своих психомоторных навыков, навыков работы с оборудованием и пациентом, навыков работы в команде.

Такой подход позволяет оптимально подойти к обучению студента в высшем медицинском заведении с поэтапным освоением практических умений, с воссозданием реальных условий работы специалиста в будущем.

Для обеспечения высокого качества практической подготовки только наличия тренажеров недостаточно. Необходимо использование определенных педагогических технологий, обеспечивающих преемственность системы формирования, отработки и совершенствования практических навыков и подготовку к выполнению профессиональной деятельности на всех этапах обучения медицинского работника.