Великая сила любви

Дата создания: 07.03.2023
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Голосов: 5, Рейтинг: 5,00)
Загрузка...

Великая сила любвиВыпускник рабфака Кабардино-Балкарского педагогического института Байсултанов Магомед Билякович (1922–2003 гг.) – курсант сводного батальона Урюпинского военного пехотного училища – в ожесточенном бою за г. Кропоткин летом 1942 года был тяжело ранен. После длительного лечения в госпитале его в июле 1943 года комиссовали с заключением «Не пригоден к службе в армии». И Магомед вернулся в родное село Булунгу.

Вечером 8 марта 1944 года в Булунгу, как и во всех населенных пунктах, в которых жили балкарцы, в каждую семью пришли по трое–четверо солдат с автоматами. К сожалению, с горькой миссией – вывезти всех в Нальчик, а там, на железнодорожном вокзале, ждали составы с товарными вагонами. Дали 30 минут на сборы.
Магомед, как все, был репрессирован по национальному признаку и депортирован в шахтерский город Кызыл-Кия Ошской области Киргизской ССР, но без семьи: 8 марта он находился в райцентре в с. Чижок-Къабакъ (ныне – с. Нижний Чегем). После долгих поисков Магомед через год нашел отца, мать и двух младших братьев в с. Кара-Су Ошской области Киргизской ССР. Перемещение, кстати, по республике репрессированным позволялось спецкомендатурой НКВД только при наличии специального «разрешения», одно из которых Магомеду Байсултанову каким-то образом удалось оставить у себя.

У Магомеда была еще одна сердечная боль: Нина. Федорова Нина Аркадьевна – молоденькая учительница школы с. Булунгу, приехавшая в 1942 году с сестрой-близнецом Елизаветой по направлению после окончания педагогического училища в живописном приволжском городе Лысково Горьковской области, первое упоминание о котором зафиксировано в 1410 году.
После небольших холмов, равнинной Волги пугающая красота Чегемского ущелья казалась девушкам нереальной картиной. Нина Аркадьевна преподавала русский язык и литературу, Елизавета Аркадьевна – математику. Девушки потихонечку привыкали к непривычной суровой природе, культуре, быту, языку балкарцев. Михаил, сын Магомеда и Нины, помнит рассказы своей мамы о том, что Магомед часто приходил в гости, приносил сыр, молоко, домашний хлеб. В этом не было ничего удивительного. Так радушно относились к русским учителям не только в Булунгу, но и в других селах. По мнению Михаила, у Магомеда Беляковича и Нины Аркадьевны душевные отношения складывались без высоких слов о любви.

Как они нашли в Средней Азии друг друга? Трудно сказать. Ведь после выселения балкарцев Елизавету и Нину перевели в школу с. Каменномостское. Однако в семье сохранились реликвии, свидетельствующие о том, что Нина писала письма Магомеду в Среднюю Азию, одной из которых является фотография, на обороте которой девушка выражает свое отношение к Байсултанову: «Магамет! Как хороши слова А. Макаренко! «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».

Милый Магамет! Ты – моя мечта, и я живу тобою, мечта лучистая, как нежный небосклон!». Нина. 13.IV. 48. Нальчик”.

После окончания учебного года в Каменномостском Елизавета Аркадьевна уехала в г. Лысково, а Нина Аркадьевна поступила в педагогический институт (с 1957 года Кабардино-Балкарский госуниверситет). Завершив учёбу, она поехала в Киргизию к дорогому и близкому для неё человеку. Нину приняли в школу № 1 колхоза «Кызыл-Кая» учителем русского языка и литературы. Магомед Байсултанов уже работал в системе школьного просвещения, писал статьи на политические, идеологические, исторические и др. актуальные темы для местной газеты «За уголь» (орган Кызыл-Кийского горкома компартии Киргизии и городского совета депутатов трудящихся). В 1949 году Магомед Белякович и Нина Аркадьевна создали семью. Родители Магомеда приняли невестку тепло. Нина помогала балкарским детям в учебе, а Магомед старался помочь людям, не по своей вине оказавшимся, как и он, в сложнейшей жизненной ситуации. Как председатель рабочего комитета совхоза «Кызыл-Кия» занимался вопросами улучшения бытовых условий спецпереселенцев, решением трудовых споров и т.п. с помощью инстанций, в которые он обращался.

В 1957 году, в связи с восстановлением национальной автономии балкарского народа, семья Байсултановых вернулась в Кабардино-Балкарию. Нина Аркадьевна до выхода на пенсию работала учителем русского языка и литературы в школах с. Хасанья, пос. Быллым, с. Булунгу. Магомед после учебы в Высшей партийной школы при ЦК КПСС работал в партийных и профсоюзных органах Кабардино-Балкарии. Позже, после окончания сельскохозяйственной академию им. К. А.Тимирязева (г. Москва), перешел на работу в Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики (КБНИИФЭ), занимался изучением проблем повышения эффективности сельскохозяйственного производства в колхозах горной природно-экономической зоны Кабардино-Балкарии.

Михаил Байсултанов, сын Магомеда Беляковича и Нины Аркадьевны, – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики наносистем КБГУ (ныне – пенсионер) – рассказывает: «Отец не смотрел фильмы о войне и обычно уходил в другую комнату. Не смотрел даже сериал «17 мгновений весны» по роману Ю. Семенова. Исключение – киноэпопея «Освобождение» режиссера Ю. Озерова по сценарию Ю. Бондарева и О.Курганова. О своём участии в войне рассказывал крайне неохотно, даже в День Победы, на встречах со школьниками говорил только о подвигах советского народа, воинов нашей армии, сохранении памяти о тех, кто не вернулся из ада войны…». Единственный человек, с которым Магомед Белякович поделился своими воспоминаниями о страшных военных годах, – это Лесев Виталий Дмитриевич, автор нескольких книг. В одной из них – в сборнике воспоминаний, статей, материалов из семейных архивов участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. «Нам дороги эти позабыть нельзя» опубликован рассказ М.Б. Байсултанова «В огненном кольце».

Супруги в любви вырастили 7 детей, пятеро из них получили высшее профессиональное образование, четверо – в КБГУ.
Родители Магомеда к Нине относились с большой любовью, ценили ее ум, характер, в их семье никогда не было разногласий. «Мой дед Биляк, – рассказывает Михаил, – называл маму только по имени с оттенком ласкательности «Ниня». Я ни разу не слышал от него, младших братьев отца субординативное обращение келин «невестка, сноха». После службы в армии (1969–1971 гг.) каждый год ездил в Булунгу на сенокос, чтобы помочь деду и дяде. Как-то раз (я учился на последнем курсе физико-математического факультета КБГУ) дед завёл разговор о моих планах на будущее и… посоветовал жениться, желательно на балкарке… На что я ответил, что его старший сын, то есть мой отец, женился на русской девушке, что ничего «плохого» в этом не вижу. Дед долго смотрел мне в глаза и сказал: «Ай-хай (мeждoмeтиe, выpaжaющee в балкарском языке oдoбpeниe), аллайны тапсангъ…» (досл.: «Ай-хай, если такую найдешь»). Так Биляк дал высшую оценку своей невестке».

Нина Аркадьевна в 1965 году была награждена орденом «Материнская слава» I степени. Она ушла из жизни в 1992 году. Похоронили ее согласно завещанию на кладбище с. Булунгу рядом с могилой трагически погибшего двадцатидвухлетнего сына Феликса – студента географического факультета МГУ, инструктора по горному туризму, чемпиона Северного Кавказа по горному туризму. Магомед Билякович пережил любимую супругу на 11 лет.

Источник: группа «Мы – искры твои, КБГУ!» в социальной сети Вконтакте доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой русского языка и общего языкознания КБГУ


90 лет исполнилось в 2022 году со дня основания Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова. КБГУ — участник программы Минобрнауки РФ «Приоритет–2030», входит в топ-100 вузов России. Расположен в центре Северного Кавказа, в городе-курорте Нальчик. Один из ведущих классических научно-образовательных центров СКФО. В 16 учебных подразделениях КБГУ обучаются более 18 000 студентов, аспирантов, ординаторов из более 52 субъектов РФ и 45 зарубежных государств.

Буклет «КБГУ 2022». К 90-летию вуза