Инклюзивное образование
+7(8662) 40-48-06, +7(8662) 42-25-60; e-mail: inclusive@kbsu.ru
Горячая линия для абитуриентов инвалидов и лиц с ОВЗ КБГУ: +7(960) 428-18-42
Call-центр РУМЦ СКФУ: 8(800) 707-84-67.
Консультанты call-центра помогут разобраться, какие образовательные возможности созданы в СКФУ и его 20-вузах-партнёрах по Северо-Кавказскому Федеральному округу.
О нас
Начальник отдела инклюзивного образования – Настуева Людмила Жагафаровна
Специалист по учебно-методической работе отдела инклюзивного образования – Керимова Аксана Касболатовна
Документовед отдела ИО УПОМ – Федяева Наталья Дмитриевна
«Отдел инклюзивного образования является структурным подразделением управления проектирования образовательных моделей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (далее – УПОМ КБГУ).»
Отдел ИО создан приказом ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» (далее – КБГУ) от 25.06.2018 г. № 139/О.
Целями деятельности отдела ИО являются:
- создание условий по обеспечению инклюзивного обучения студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) по программам высшего и среднего профессионального образования в соответствии с законодательством РФ;
- создание для всех студентов с инвалидностью и ОВЗ (независимо от вида и тяжести их инвалидности) равных с остальными студентами возможностей доступа к образовательным программам и услугам КБГУ;
- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ОВЗ;
- социальная интеграция и адаптация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ для полноценных взаимоотношений с окружающими людьми и продуктивной профессиональной деятельности.
Основными задачами отдела ИО являются:
- формирование базы нормативного и научно-методического обеспечения для развития инклюзивного образования в КБГУ;
- ведение специализированного учета обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья от этапа их поступления в КБГУ и на период всего обучения в КБГУ;
- комплексное сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в КБГУ;
- обеспечение информационной открытости образовательной среды высшего и среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей;
- содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и выпускников с ограниченными возможностями здоровья;
- участие в создании безбарьерной среды в КБГУ и организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий;
- содействие реализации сотрудничества и взаимодействия со структурными подразделениями КБГУ, образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, специальными (коррекционными) образовательными организациями, и другими организациями региона для обеспечения качества доступности и непрерывности процесса образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
В Кабардино-Балкарском государственном университете создана доброжелательная среда для студентов с особыми потребностями, что способствует сокращению сроков адаптации студентов инвалидов и лиц с ОВЗ к содержанию и организации учебного процесса. На этапе приёмной кампании специалисты, курирующие вопросы особых категорий абитуриентов, оказывают консультационную и организационную поддержку. Для абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ с их письменного согласия увеличивается время сдачи вступительных испытаний на 1,5 часа, при необходимости предоставляются услуги ассистента или сурдопереводчика.
После зачисления студенты имеют право выбора обучаться в общих группах по основной образовательной программе или по адаптированной. На сайте университета в разделе «Абитуриентам» размещена информация об условиях поступления в ВУЗ для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Во время проведения занятий в группах, где обучаются студенты с различными нарушениями и ограничениями по здоровью, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных и других ассистивных технологий для повышения уровня восприятия учебной информации.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.), при необходимости лицу с ОВЗ может быть предоставлено дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Так же при необходимости студенту с ограниченными возможностями здоровья организовывают сопровождение с привлечением студентов из волонтерского движения для оказания ситуационной помощи и сопровождения до целевых зон.
Образовательная информация для лиц с ОВЗ И инвалидов, размещаемая в специальном разделе на официальном сайте КБГУ, разрабатывается в соответствии со стандартом обеспечения доступности web-контента.
Сведения об обеспечении материально-технических условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в университете созданы следующие условия:
– выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов;
– вход в учебные корпуса университета оборудованы пандусами (стационарные), подъемными платформами;
– в зданиях, в которых по архитектурным особенностям нельзя или сложно установить пандус, предусмотрены гусеничные подъемники;
– на входе в учебные корпуса установлены беспроводные кнопки вызова, звуковые маяки, бегущие строки;
– у входа в учебные корпуса и внутри помещений имеются информационно-тактильные напольные и наземные указатели;
– оборудованы гигиенические комнаты (санузлы, душевая) в учебных корпусах и общежитии.
проводятся курсы повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава университета по программе «Психолого-педагогические и медико-социальные основы работы с инвалидами и лицами с ОВЗ обучающихся по профессиональным образовательным программам»;
функционирует альтернативная версия официального сайта университета в сети «Интернет»; осуществляется психологическая и другая консультативная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
разработан «Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования»;
разработана «Дорожная карта университета по организации доступности объекта и предоставляемых на нем услуг».
Сведения о сотрудниках вуза, подготовленных к работе с инвалидами
В Кабардино-Балкарском государственном университете организован соответствующий образовательный процесс и воспитательная работа в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов со специализированным учетом данной категории студентов на всех этапах обучения, начиная с момента поступления, обучения и трудоустройства.
Эту работу проводит:
Администрация:
Лесев Вадим Николаевич, и.о. первого проректора — проректора по учебной работе, тел.: +7(8662)72-22-91;
Геккиев Султан Заурович, и.о. проректора по молодежной политике, воспитательной работе и социальным вопросам, тел.: +7(8662) 42-25-32;
Хараев Арсен Мухамедович, и.о. проректора по организации приема и довузовской деятельности, тел.: +7(8662) 77-32-81
Настуева Людмила Жагафаровна, начальник отдела инклюзивного образования управления проектирования образовательных моделей: информационный центр, 4 этаж, каб. 412, +7(8662) 40-48-06 доб. номер 1082.
Коцев Ратмир Тимурович, начальник Управление развития карьеры : информационный центр, 4 этаж, каб. 412,
+7(8662)40-48-06; e-mail: job@kbsu.ru
Поступающим
С целью наиболее полного и адекватного построения адаптированной образовательной программы высшего образования, обеспечивающей индивидуальный подход к образовательным потребностям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или обучающегося инвалида, абитуриент с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на обучение предъявляет заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данному направлению подготовки (специальности), содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения, абитуриент-инвалид – индивидуальную программу реабилитации с рекомендацией об обучении по данному направлению подготовки (специальности), содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.
Особенности проведения вступительных испытаний,
проводимых КБГУ самостоятельно для лиц с разными типами инвалидности
Для незрячих:
– Экзаменационные материалы должны быть выполнены рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа на компьютере либо зачитаны ассистентом.
– Письменная экзаменационная работа выполняется абитуриентом также рельефно-точечным шрифтом Брайля или с помощью специальной программы на компьютере. В другом случае ее можно надиктовать ассистенту.
– Предоставляются все необходимые письменные принадлежности, бумага для письма шрифтом Брайля, компьютер со специализированной программой.
Для слабовидящих:
– Обеспечивается равномерное индивидуальное освещение не менее 300 люкс.
– Предоставляется увеличивающее устройство. Можно пользоваться своим.
– Все задания должны быть напечатаны крупным шрифтом.
Для глухих и слабослышащих:
– Обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного или индивидуального пользования.
– Предоставляются услуги сурдопереводчика.
Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика.
Лица с тяжелыми нарушениями и дефектами речи могут сдавать устные экзамены в письменной форме.
Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата или отсутствием конечностей могут сдавать письменные экзамены на компьютере со специальными программами или надиктовывать ответы ассистенту. Также они имеют право сдавать эти экзамены устно.
Какие есть льготы при поступлении
по программам бакалавриат и программам специалитета
Для вас установлены следующие виды льгот:
• Право на прием на обучение в пределах особой квоты
• Преимущество на зачисление при одинаковых баллах с другими абитуриентами
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,
необходимых для поступающих с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
-паспорт (копия);
-документ об образовании (аттестат/диплом) (оригинал);
-медицинская справка (форма 086-у), копия прививочного сертификата (для поступающих на медицинские специальности и педагогическое образование);
-копия справки МСЭ;
-копия ИПРА (индивидуальная программам реабилитации и абилитации);
-заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.
Согласно законодательству Российской Федерации при приеме на обучение в Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова особые права (льготы) учитываются только при поступлении по программам бакалавриата и программам специалитета
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В КБГУ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ-
ПРОГРАММАМ БАКАЛАРИАТА И ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В КБГУ
ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда” (актуальная редакция).
Более подробно с условиями поступления можно ознакомиться на сайте приёмной комиссии http://pk.kbsu.ru/ или по телефону +7(8662) 42-27-79
Доступная среда
Видеопаспорт доступности
Территория взаимопонимания
Курсы повышения квалификации
№ | Название курса | Год | Наименование организации | Количество часов | Количество слушателей |
1. | Психолого-педагогические и медико-социальные основы работы с инвалидами и лицами с ОВЗ обучающихся по профессиональным образовательным программам | 2019 | КБГУ | 72 | 264 |
2. | Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования | 2019 | РУМЦ СКФУ | 72 | 8 |
3. | Психолого-педагогические и медико-социальные основы работы с инвалидами и лицами с ОВЗ обучающихся по профессиональным образовательным программам | 2020 | КБГУ | 72 | 99 |
4. | Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в организациях СПО/ВО | 2020 | РУМЦ СКФУ | 72 | 15 |
5. | Психолого-педагогические и медико-социальные основы работы с инвалидами и лицами с ОВЗ обучающихся по профессиональным образовательным программам | 2021 | КБГУ | 72 | 190 |
7. | Психолого-педагогические и медико-социальные основы работы с инвалидами и лицами с ОВЗ обучающихся по профессиональным образовательным программам | 2022 | КБГУ | 72 | 349 |
8. | Обеспечение доступности объектов и услуг образовательной организации для обучающихся с инвалидностью | 2022 | РУМЦ СКФУ | 72 | 8 |
9. | Формирование инклюзивной культуры у субъектов образовательного процесса | 2022 | РУМЦ СКФУ | 108 | 23 |
10. | Инклюзивное пространство в учреждениях и организациях: организационно-правовые инструменты создания доступной среды, морально-этические и психологические аспекты взаимодействия | 2022 | РФОП «Экономика и управление» | 16 | 1 |
11. | Формирование инклюзивной культуры у субъектов образовательного процесса | 2023 | РУМЦ СКФУ | 108 | 40 |
12. | Особенности взаимодействия с обучающимися, имеющими опыт военной службы, в процессе дополнительного образования | 2023 | РУМЦ СКФУ | 72 | 47 |
13. | Взаимодействие куратора практики с обучающимся с инвалидностью, в том числе с применением дистанционных технологий | 2023 | РУМЦ СКФУ | 72 | 7 |
14. | Выбор индивидуальной профессиональной траектории – залог успешного трудоустройства выпускников с инвалидностью | 2023 | РУМЦ СКФУ | 36 | 8 |
Нормативно правовое обеспечение
Нормативно-правовые документы, регламентирующие
работу инклюзивного образования в КБГУ:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Конвенция о правах инвалидов (13 декабря 2006 года)
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 3 сентября 2020 г. N 1156
“Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам”
Приказ МОН от 05.08.2020 № 885 О практической подготовке обучающихся
Локальные документы:
Паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
Приказ о назначении ответственных лиц
Положение об организации работы ФГБОУ ВО КБГУ с обучающимися, имеющими инвалидность и/или ОВЗ
Положение о консилиуме по ППиМСС инвалидов и лиц с ОВЗ
Положение об адаптированной образовательной программе высшего образования
Положение об адаптированной образовательной программе среднего профессионального образования
Положение о порядке доступа собаки-проводника в ФГБОУ ВО КБГУ
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Литература из коллекции электронной библиотечной системы IPRbooks
1. Бельгисова, К. В. Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае [Электронный ресурс] : монография / К. В. Бельгисова, Е. Л. Симатова, О. В. Шаповал. – Электрон, текстовые данные. – Краснодар : Южный институт менеджмента, 2017. – 168 с. – 978-5-93926 – 293-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78382.html
2. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. – Электрон, текстовые данные. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 84 с. – 978-5-4487-0514-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
/84679.html
3. Архитектурно-строительное проектирование. Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения [Электронный ресурс] : сборник нормативных актов и документов / сост. Ю. В. Хлистун. – Электрон, текстовые данные. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 487 с. – 978-5 – 905916-19-9. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30227.html
4. Особенности использования систем компьютерного сурдоперевода в инклюзивном образовании лиц с нарушением слуха [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. Г. Гриф, О. О. Королькова, Г. С. Птушкин, Е. В. Траулько. – Электрон, текстовые данные.- Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 71с. – 978-5-7782-2579-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44988.html
5. Гончарова, В. Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования [Электронный ресурс] : монография / В. Г. Гончарова, В. Г. Подопригора, С. И. Гончарова. – Электрон, текстовые данные. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. – 248 с. – 978-5-7638-3133-7. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84218.html 3
6. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс] : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. – Электрон, текстовые данные. – Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. – 204 с. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html
7. Бельгисова, К. В. Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае [Электронный ресурс] : монография / К. В. Бельгисова, Е. Л. Симатова, О. В. Шаповал. – Электрон, текстовые данные. – Краснодар : Южный институт менеджмента, 2017. – 168 с. – 978-5-93926- 293-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78382.html
8. Птушкин, Г. С. Реализация компетентностной модели образовательной программы для инвалидов по слуху на основе комплексного реабилитационного сопровождения [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Г. С. Птушкин, М. Г. Гриф, С. Б. Патрушев ; под ред. Г.С. Птушкин. – Электрон, текстовые данные. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2011. – 96 с. – 978-5-7782- 1773-7. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44843.html
Литература из фондов Дальневосточной государственной научной библиотеки (МБА, платно)
1. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учеб. – М. : Академия, 2014. – 240 с.
2. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт [Текст] / авт.-сост. А. А. Наумов., В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 147 с.
3. Артищева Л. В. Развитие детей с нарушениями зрения [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. – Казань: изд-во Казан. ун-та, 2018. – 137 с. 5
4. Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : метод. рекомендации / Н. В. Румянцева, Е. А. Горюшина, Гусева Н. А. – Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2018. – 103 с.
5. Траулько Е. В. Методика обучения естествознанию учащихся с нарушениями слуха [Текст] : учеб, пособие. – Новосибирск, 2007. – 56 с.
6. Инклюзивное образование в ВУЗе [Текст] : учебное пособие / сост. О. Л. Леханова; под ред. О. А. Денисовой. – Череповец: Череповецкий гос. университет, 2018. – 259 с.
7. Иванов А. В. Технологии психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ [Текст] : учеб. пособ. – М. : Перо, 2019. – 111 с.
8. Панченко О. Л. Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: региональное измерение [Текст] : монография / О. Л. Панченко ; под общ. ред. В. Д. Парубиной. – Казань : НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015. – 400 с.
9. Пасторова А. Ю. Инклюзивное образование: исследования и практика в Санкт-Петербурге [Текст] – СПб. : Издательский дом СПб. ун-та, 2012. – 96 с.
10. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] : учеб. пособие. – М.: ИИУ МГОУ, 2017. – 260 с.
11. Мельник, Ю. В. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика [Текст] : монография / Ю. И. Мельник, Н. А. Одинокова, А. А. Смирнова ; Центр содействия развитию науч. исследований. – Новосибирск: ООО Агенство Принт, 2013. – 206 с.
12. Инклюзивное образование: миф или реальность? [Текст] : метод. пособие. / сост. Е. А. Печерских; под редакцией Е. А. Печерских. – Самара : СГООИК «Ассоциация Десница», 2013. – 80 с.
13. Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. Сборник научно-методических материалов [Текст] / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой – М. : Издательство «Спутник+», 2015. – 254 с.
14. Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройствами аутистического спектра [Текст] : учеб. пособие (ФГОС ОВЗ). – М. : Просвещение, 2019. – 43 с.
15. Миронов Ю. В. Производственная практика студентов направления «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» [Текст] / Ю. В. Миронов, Л. В. Виноградова, В. С. Виноградов и др. : учеб. пособие. – Смоленск : СГАФКСТ, 2017. – 128 с.
16. Рачковская Н. А. Инклюзивное образование как фактор социальной абилитации учащихся с инвалидностью [Текст] : учеб.-метод. пособ. – М. : ИИУ МГОУ, 2015. – 158 с.
17. Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение / под ред. Б.Б. Айсмонтаса : метод. рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. – Москва : МГППУ, 2015. – 325 с.
18. Крыжановская Л. М. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учеб. пособие для вузов.- М. : Владос, 2018. – 375 с.
19. Инклюзивное образование – образование для всех: материалы республиканской науч.- практ. конф. (22 декабря 2017 года, г. Уфа) [Текст] – Уфа : изд-во ИРО РБ, 2017. – 180 с.
20. Бикбулатова, А.А. Трудоустройство инвалидов: мировой опыт и современное состояние [Текст] / А. А. Бикбулатова, Е. А. Петрова, Р. В. Козьяков // ученые записки Рос. гос. социального ун-та. – 2016. – Том 15. – № 4(137). – С. 6-11.
21. Богомолова, Т. Ю., Коржук, С. В. Инклюзивное высшее образование как часть жизненной траектории: опыт выпускников НГУ, имеющих инвалидность [Текст] // Мир экономики и управления – 2017. – Т. 17. – № 4. – С. 201-213.
22. Птушкин, Г. С. Рощенко, О. Е. О повышении качества усвоения естественнонаучных дисциплин студентами технических вузов и СПО [Текст] // Инклюзия в образовании. – 2017. – Т. 2. – № 2.- С. 70-74.
23. Романова, Г. А. Моделирование инклюзивной образовательной среды вуза и ее проблемы [Текст] // Инклюзия в образовании. – 2017. – Т.2. – № 2. – С. 48-56.
24. Дорошина, О. П. Особенности обучения студентов с ограниченными возможностями: опыт кафедры бухгалтерского учета и налогообложения университета управления «ТИСБИ» [Текст] // Инклюзия в образовании. – 2017. -Т.2. – № 2. – С. 21-26.
25. Бреннер, Д. А., Сафонова, Т. В. Актуальные вопросы развития инклюзивного образования [Текст] // Практическая дефектология. – 2017. – № 2 (10). – С. 3-7. 11
26. Иванова, Н. Ю. Адаптивные технологии компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования [Текст] // Инклюзия в образовании. – 2017. – Т.2. – № 3.- С. 12-16.
27. Шафикова, З. Х. Обучение рабочим профессиям учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] // Педагогика. – 2017. – № 2. – С. 121-123.
28. Моргачева Е. Н. Зарубежный опыт инклюзивного обучения и возможности его использования в отечественной практике [Текст] // Дефектология. – 2018. – № 3. – С. 59-65.
29. Профессионально-трудовая и социально-бытовая реабилитация молодежи старше 18 лет с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиск путей их решения: материалы Всерос. науч. практ. конф., 24-26 сентября, 2009 г. [Текст] / сост. О. А. Аленкина. – М. : Глобус, 2009. – 144 с.
Профориентационная работа
https://kbsu.ru/news/abiturientam-i-ih-roditeljam-ob-inkljuzivnom-obrazovanii-v-kbgu/Профориентационная работа абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ
«Вопросами организации профориентационной работы в КБГУ занимается Управление довузовской подготовки и профориентационной работы.
Контактные данные:
Виндижева Альбина Олеговна, начальник управления,
тел. +7 (8662) 77-41-87; e–mail: udppr@mail.ru
Целью деятельности УДПиПР по профессиональной ориентации абитуриентов с инвалидностью и с ОВЗ является формирование у них осознанного и адекватного профессионального самоопределения и подбор наиболее подходящих образовательных программ, в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации и абилитации, их собственными интересами, склонностями и способностями.
Для достижения данных целей УДПиПР КБГУ:
- организует и осуществляет взаимодействия с учреждениями среднего общего, начального и среднего профессионального образования;
- организует профориентационные выезды в коррекционные школы КБР;
- осуществляет консультирование абитуриентов с ОВЗ и инвалидов и их родителей по вопросам приема и обучения;
- организует и проводит Дни открытых дверей для абитуриентов с ОВЗ и инвалидов;
- осуществляет разработку и распространение информационных материалов для лиц с ОВЗ и инвалидов о порядке поступления и организации обучения в КБГУ;
Плановые мероприятия в рамках профориентационной работы:
Проведение Дней открытых дверей КБГУ с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, их родителями, представителями коррекционных образовательных организаций.
Материально-техническое обеспечение инклюзивного образования
Материально-техническое обеспечение инклюзивного образования в КБГУ
В целях создания специальных условий для получения студентами с инвалидностью и ОВЗ профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с их потребностями и возможностями, в КБГУ созданы универсальные рабочие места, оборудованные специальными программными и техническими средствами обучения, адаптированными для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Найди в КБГУ профессию по душе
Название профессии | Рекомендуемые нозологии |
Бухгалтер | нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата |
Внутренний аудитор | нарушение слуха |
Воспитатель | нарушение зрения |
Графический дизайнер | нарушение слуха |
Дизайнер архитектурной среды | нарушение слуха |
Инженер-конструктор | нарушение слуха |
Инженер связи | нарушение слуха |
Инженер-композитчик | нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата |
Инженер-программист | нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата |
Корреспондент средств массовой информации | нарушение опорно-двигательного аппарата |
Кредитный менеджер | нарушение опорно-двигательного аппарата |
Менеджер по продажам | нарушение опорно-двигательного аппарата |
Микробиолог | нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение слуха |
Организатор проектного производства в строительстве | нарушение опорно-двигательного аппарата |
Педагог-организатор | нарушение зрения, нарушение слуха |
Педагог-психолог | рекомендуется для всех нозологий |
Переводчик | нарушение зрения, нарушение двигательного аппарата |
Провизор | нарушение зрения |
Программист | рекомендуется для всех нозологий |
Проектировщик промышленной робототехники | |
Психолог | рекомендуется для всех нозологий |
Психолог в социальной сфере | нарушение зрения |
Редактор | нарушение опорно-двигательного аппарата |
Системный программист | рекомендуется для всех нозологий |
Социальный педагог | нарушения опорно-двигательного аппарата |
Социальный работник | нарушение слуха |
Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов | рекомендуется для всех нозологий |
Специалист по компьютерной безопасности | нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение слуха |
Специалист по корпоративному кредитованию | нарушение зрения |
Специалист по лизинговой деятельности | рекомендуется для всех нозологий |
Специалист по информационной безопасности | нарушение опорно-двигательного аппарата |
Специалист по организации и поддержке видеоуслуг через интернет | нарушение слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата |
Специалист по работе с молодежью | рекомендуется для всех нозологий |
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере | нарушение слуха |
Специалист по созданию и управлению интернет-ресурсами | рекомендуется для всех нозологий |
Специалист по социальной работе | нарушение слуха |
Специалист по управлению персоналом | рекомендуется для всех нозологий |
Заседание консилиума по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ
30 января 2023 года в 15.00 в информационном центре КБГУ прошло плановое заседание консилиума по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в КБГУ.
На повестке было обсуждение вопросов по реализации специальных образовательных условий, созданных в вузе для 3 студентов 1 курса, имеющих ограниченные возможности здоровья и одной студентки 2 курса. В ходе заседания заслушали всех членов консилиума , а также приглашённых:
– Настуеву Людмилу Жагафаровну, начальника отдела инклюзивного образования УОП, председатель консилиума;
– Атабиеву Зарему Алихановну, заведующую кафедрой Теории и технологии социальной работы СГИ, член консилиума;
– Анаеву Лиму Асланбиевну, доцента кафедры общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения медицинского факультета, член консилиума;
– Башиеву Жансурат Дугуевну, доцента института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования;
– Багову Зарему Мухажидовну, заместителя директора библиотеки КБГУ;
– Мирзоеву Светлану Григорьевну, доцента кафедры Всеобщей истории СГИ.
Кураторы групп отметили хорошую успеваемость и старательность данных студентов, проблем с образовательным процессом и с адаптацией не возникает.
Коллегиально приняты дополнительные предложения по улучшению качества специальных образовательных условий для студентов с инвалидностью и ОВЗ. Результаты данных предложений будут обсуждаться на следующем заседании консилиума.
ЗАСЕДАНИЕ КОНСИЛИУМА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ
07 февраля 2020 года отдел инклюзивного образования, совместно с научной библиотекой КБГУ в информационно-библиографическом отделе информационного центра КБГУ провели заседание консилиума по психологопедагогическому и медико-социальному сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ.
На повестке было обсуждение вопроса о выполнении рекомендаций ПМПК для обучающихся, поступивших в 2019 году на направления подготовки в КБГУ. В ходе работы консилиума были изучены представленные студентами индивидуальные программы реабилитации или абилитации, заключение медико-социальной экспертизы, коллегиально разработаны и приняты дополнительные предложения по улучшению качества инклюзивных условий для нуждающихся в них студентов.
Запись на консультацию
Ваша заявка будет обработана и согласована со специалистами для выбора наиболее удобного времени для консультации. Информацию вышлем на указанный адрес электронный почты.
Консультации проводятся в 145 аудитории главного корпуса
КОНТАКТЫ:
Настуева Людмила Жагафаровна, начальник отдела инклюзивного образования центра новых образовательных технологий;
Керимова Аксана Касболатовна, специалист по учебно-методической работе отдела инклюзивного образования центра новых образовательных технологий
Информационный центр, 4 этаж, 412 кабинет
e–mail: incons@kbsu.ru