Университет 20.35
Департамент сопровождения проектов НТИ и общественных мероприятий КБГУ
Как устроен Университет Национальной технологической инициативы?
В ноябре 2017 года спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков объявил о создании первого в России университета, который будет готовить кадры для цифровой экономики и Национальной технологической инициативы, — Университета «20.35» (УНТИ). В 2018 году УНТИ начал полномасштабную образовательную деятельность: провел двухнедельный интенсив более чем для тысячи человек, подготовил и запустил курсы и образовательные модули для участников рынков НТИ и государственных служащих.
Что такое Университет НТИ «20.35»?
Университет НТИ «20.35» едва ли можно назвать университетом в строгом смысле слова. У него нет образовательной лицензии и ректора, он не выдает дипломы государственного образца и не готовит кадры в соответствии с перечнем утвержденных Минобром специальностей.
Университет «20.35» стал ответом на два вызова. Первый исходит снизу — со стороны людей, которые хотят быть востребованными как профессионалы в новых и постоянно меняющихся условиях. Второй — со стороны государства, которому для реализации Национальной технологической инициативы и цифровой трансформации экономики необходимы специалисты, владеющие компетенциями в области сквозных технологий, куда входят большие данные, блокчейн, искусственный интеллект, робототехника, виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии и т.д.
Сегодня Университет «20.35» — прежде всего цифровая платформа с постоянно расширяющимся списком образовательных возможностей и четырьмя рекомендательными сервисами, предоставляемыми с использованием возможностей искусственного интеллекта.
Первый сервис подбирает человеку роль, в которой ему будет комфортно развиваться: инженер, технологический предприниматель, бизнесмен или лидер сообщества.
Второй сервис помогает собрать индивидуальную траекторию развития для каждого учащегося — рекомендации по конкретным онлайн-курсам, книгам, статьям, которые учащийся должен пройти и прочесть, чтобы достичь собственной образовательной цели.
Третий сервис представляет собой помощника по сборке команды и позволяет найти людей — носителей определенных качеств и компетенций и собрать их в команду, способную создавать новые продукты.
Четвертый сервис позволяет находить новые контакты. Он подбирает людей, которые могут быть потенциально полезны друг другу в плане профессионального взаимодействия или, например, наставничества.
Университет «20.35» работает по четырем образовательным моделям:
- Обучение участников созданию проектов для новых рынков. Персональная траектория реализуется в течение 1,5-3 месяцев и включает двух- и трехдневные курсы, а также онлайн-занятия.
- Образовательные интенсивы длительностью 10-15 дней для тысячи и более человек.
- Совместные проекты с вузами по персональным траекториям обучения и проектной деятельности студентов.
- Постоянное обучение с использованием рекомендаций в онлайн-формате и на очных мероприятиях, проходящих в «точках кипения» и на площадках партнерских организаций.
Как это работает?
Одним из новаторских решений Университета стал сбор цифрового следа во время обучения и создание цифрового профиля компетенций студента. Анализ профиля, осуществляемый при помощи искусственного интеллекта, позволяет формировать индивидуальную траекторию обучения. Чем подробнее профиль, тем точнее рекомендации. Именно такая форма взаимодействия (с накоплением информации о студенте) делает возможным развитие личностных и профессиональных качеств в течение всей жизни учащегося.
«Университет «20.35» создает сегодня платформу персонального развития для каждого в течение всей жизни, применяя технологии работы с большими данными для рекомендаций по каждому шагу развития, накапливая цифровые следы обучающихся. Тем самым с каждым шагом рекомендации становятся точнее и эффективнее», — отмечает генеральный директор УНТИ Василий Третьяков.
Цифровой след представляет собой массив данных о результатах образовательной и проектной деятельности студента и включает все материалы, которые учащийся создает: презентации, прототипы, аудио- и видеозаписи, дорожные карты и т.д.
«Цифровой след позволяет реализовать заполнение индивидуальных цифровых компетентностных профилей, которые показывают опыт человека и готовность его к переходу на новые направления. Там есть большой тематический рубрикатор, он состоит из бизнес-части, технологической части и части личной эффективности.
Все образовательное пространство, которое собирает цифровой след, особым образом спроектировано, в нем применяется педагогический дизайн, рассчитанный на отбор. В процессе диагностики и обучения собираются данные, они интерпретируются и попадают в индивидуальный цифровой профиль. На основе этих данных человеку предлагаются индивидуальные траектории развития. Он может им следовать или не следовать, но если человек следует рекомендациям искусственного интеллекта, он, скорее всего, будет максимально эффективно заполнять свой компетентностный профиль», — рассказывает руководитель направления «Развитие человека на основе данных» Университета НТИ «20.35» Андрей Комиссаров.
Компетентностный профиль, как сказал Андрей Комиссаров, или цифровой профиль компетенций, включает в себя четыре блока: IT-сферу, сферу личной эффективности, экономику и управление на основе данных, сквозные технологии НТИ. Компетенции «раскладываются» на 3 уровня. Первый уровень отражает владение конкретными инструментами, относящимися к данной области. Второй уровень — концептуальное понимание данной области. Третий уровень — способность к результативной и продуктивной деятельности в рамках данной области.
Отличие УНТИ от традиционных вузов
В основе работы Университета лежит сетевой принцип функционирования, позволяющий использовать лучшие образовательные практики (курсы и модели обучения) и возможности ведущих вузов, цифровых платформ и компаний. «Построить новую систему образования внутри существующей, в одном отдельно взятом вузе, невозможно. Университет «20.35» преодолевает устаревшее представление о том, что образование — это обязательно наличие образовательного стандарта, аккредитация, здание, государственное финансирование и диплом», — пояснил спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.
Основные отличия УНТИ от традиционных вузов:
цифровой профиль компетенций вместо диплома;
индивидуальная образовательная траектория и персональная оценка компетенций вместо общей образовательной программы, навязывающей «ненужные предметы» и не дающей эффективной практики по нужным;
сеть организаций и цифровых платформ, собирающих лучших преподавателей множества вузов и практиков из передовых компаний вместо штата преподавателей одного вуза.
Кто еще так делает?
В 2016 году лидер мировых рейтингов вузов — Стэнфордский университет — начал переход к Open Loop University — концепции, которая отказывается от традиционного подхода к обучению в высшей школе. Новая образовательная модель предполагает обучение с перерывами в течение 6 лет, включает работу с сообществами, асинхронность учебного процесса, помощь персонального искусственного интеллекта. Студенты могут комбинировать традиционную модель обучения (посещать занятия, жить в кампусе и формировать сообщества) с собственной индивидуальной траекторией, например, работать и учиться за пределами университета, а затем возвращаться в кампус.
От теории к практике: проекты и программы УНТИ
«Остров 10-21»
В июле 2018 года на базе ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) Университет «20.35» провел первый образовательный интенсив по подготовке лидеров технологического развития «Остров 10-21». В течение 11 дней тысяча технологических предпринимателей, стартаперов, гиков, аналитиков данных, госуправленцев и талантливых школьников со всей страны обучались в технологических лабораториях, проходили короткие и насыщенные курсы по основным цифровым дисциплинам, осваивали передовые технологии мышления и слушали визионерские лекции ведущих ученых, предпринимателей, мыслителей и футурологов.
На «Острове» за отбор участников и индивидуальную образовательную программу отвечали не люди, а искусственный интеллект, что, безусловно, является новаторским решением. Также впервые были опробованы новые образовательные форматы:
«Клубы мышления» — лучшие российские и зарубежные технологии системного мышления;
«Цифровое ГТО» — короткие насыщенные курсы по основным цифровым дисциплинам, позволяющие быстро овладевать цифровыми инструментами.
В течение всего интенсива организаторы замеряли биометрические показатели каждого студента и определяли уровень стресса. На основе этих данных были сделаны выводы, на какие образовательные активности студент реагирует наиболее остро, какие для него не интересны. Сравнение данных по всей выборке студентов, ходивших на один и тот же курс, позволило организаторам дать обратную связь и преподавателям: насколько курс интересен студентам, какие части получили наибольший отклик и что стоит улучшить.
«Мы пытаемся найти альтернативные решения, а именно — учим человека создавать реальный продукт, обучаем навыкам, которые востребованы на рынке. Целеустремленный человек с энергией и амбициями должен именно в рамках обучения проявить себя и попробовать силы. Иначе он оказывается белым листом в сложном мире. Мы же этот белый лист заполняем чем-то релевантным для рынка, поскольку мы много внимания уделяем метапредметным компетенциям, которые пригодятся в XXI веке вне зависимости от того, решит ли студент уезжать или останется в Великом Новгороде, будет ли он работать в госсекторе или займется предпринимательством, технологическими стартапами или чем-то иным», — рассказывает координатор образовательного процесса Университета «20.35» Виталий Генаров.
Обучение завершается презентацией проектов, при этом наиболее перспективные разработки могут претендовать на финансирование и предложения по дальнейшему развитию от компаний, которые являются партнерами Университета «20.35» или самого курса.
Особенность курсов и образовательных программ Университета «20.35» заключается в формате занятий. Помимо традиционных лекций и практикумов они задействуют учебные форматы, впервые апробированные на «Острове 10-21», которые предполагают вовлеченность и включенность студентов в процесс занятий и ориентированность на практический результат.
Одним из ключевых направлений деятельности Университета стало обучение госслужащих управлению на основе данных. Для этого была запущена специальная программа CDO (Chief Data Officer). Цель программы «Управление, основанное на данных» — научить чиновников работать с цифровыми технологиями и принимать решения, опираясь на грамотный анализ больших данных, собранных и обработанных с использованием современных цифровых инструментов.
«Основное, чему мы учим, это управление, основанное на больших данных. Переосмысление существующих процессов в новой ситуации, когда в цифровом виде мы можем получить представление о реальном мире, не через статистические данные и отчеты, а на основе того цифрового следа, который оставляет каждый человек. И тогда мы начинаем управлять не абстрактными процессами, а начинаем видеть, как любое наше решение отражается на жизни каждого человека и людей в совокупности. Мы учим прежде всего тому, как собрать данные о реальном происходящем процессе и как проанализировать эти данные, как выстроить систему управления на основе этих данных, которая будет постоянно улучшать жизнь людей и те процессы, которые связаны с обеспечением разных отраслей нашей деятельности», — поясняет генеральный директор УНТИ Василий Третьяков.
В рамках обучения по программе CDO для каждой команды управленцев выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая соответствует тем задачам, которые они решают в своем регионе. «Каждый работает на своем месте, каждый решает свой конкретный набор задач, у каждого своя отрасль, и чтобы дать им те знания, те навыки, те компетенции, которые они смогут применить, нужно фактически для каждого собрать свою траекторию обучения, состоящую из практических навыков, которые можно взять у тех людей, которые это уже сделали», — отмечает Василий Третьяков. Для этого привлекаются как профильные вузы и кафедры, так и компании — лидеры отрасли.
Как попасть в Университет «20.35»?
Поступить в Университет «20.35» можно несколькими способами. Первый — подать заявку через рабочие группы рынков Национальной технологической инициативы, примером таких курсов можно считать программу EnergyNet на базе Московского политеха. Информацию о том, что Университет запускает отбор на тот или иной курс, студенты могут найти на платформе УНТИ. Также участники системы Leader-ID получают тематические рассылки по запускаемым модулям. Помимо этого образовательные организации, сотрудничающие с Университетом, набирают студентов через свои каналы, как, например, в случае совместного проекта УНТИ и КБГУ, где слушателями программы становятся студенты Кабардино-Балкарского государственного университета.
Второй вариант — принять участие в открытом отборе для обучения по интенсивной образовательной программе, такой, как, например, «Остров 10-21» (второй интенсив пройдет летом 2019 года, подробности будут опубликованы позднее на сайте ostrov.2035.university.ru).
Тем, кто хочет стать преподавателем Университета «20.35», нужно подать заявку с описанием компетенций и образовательных практик, которыми владеет потенциальный преподаватель и которые могут быть полезны студентам, или же участвовать в конкурсе на создание онлайн-курса.
Перспективы для студентов Университета «20.35»
Несмотря на запрос со стороны государства и бизнеса на специалистов, владеющих цифровыми компетенциями, подавляющее большинство российских вузов до сих пор учит «из прошлого»: долго и не тому, что нужно рынку.
УНТИ позволяет студентам в максимально сжатые сроки овладеть четырьмя компетенциями, принципиально важными для цифровой экономики и работы на рынках будущего. Они включают в себя следующие позиции:
- Применение сквозных технологий. Оценка влияния технологий на рынки и их применение при создании новых продуктов.
- Универсальные компетенции (soft skills). Управление личной эффективностью: навыки работы в команде, умение продуктивно мыслить, моделировать деятельность.
- «Цифровая грамотность». Способность использовать современные инструменты коммуникации, управления, основанного на данных.
- Работа на глобальных рынках. Способность вывести продукт на международный рынок, эффективно работая в мультикультурной среде.
Кроме того, студенты получают доступ к сообществу предпринимателей, чиновников, представителей больших корпораций, работающих и способных научить работать с новыми технологиями, что значительно повышает перспективы быть замеченными и стать частью команды таких профессионалов.
Авторы: Алексей Паевский, Марина Киселева
В рамках реализации Федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Рабочая группа интенсива «Цифровая высота» | ||
Ф.И.О. | Должность в университете | Контакты |
Руководитель группы | ||
Альтудов Юрий Камбулатович | ректор ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» | +7(8662) 42-25-60 +7(8662) 72-23-20 |
Заместители руководителя группы | ||
Лесев Вадим Николаевич | проректор КБГУ по учебной работе | +7(8662) 72-22-91 |
Махиева Танзиля Тахировна | помощник ректора, начальник Управления организационно-распорядительной работы | +7(8662) 40-39-80 |
Рабочая группа | ||
Гурфова Рита Ваноевна | доцент кафедры информационной безопасности ИИЭиР | +7 964-035-74-33 |
Тарчоков Берд Юрьевич | менеджер проектов Департамента проектов и программ Управления стратегического развития | +7 928-690-00-47 |
Сенич Михаил Александрович | заместитель начальника Управления стратегического развития КБГУ, руководитель отдела по развитию и связи с органами власти, общественными структурами и бизнес-сообществами | +7 928-076-37-03 |
Молоканов Георгий Олегович | научный сотрудник Центра прогрессивных материалов и аддитивных технологий КБГУ | +7 988-929-76-19 |
Багов А.М. | начальник отдела наукометрического анализа УНИИД КБГУ | +7 906-319-97-77 |
Хоконов Мурат А | доцент кафедры этнологии, истории народов КБР и журналистики | +7 928-690-34-47 |
Бжекшиев Анзор Русланович | начальник отдела информационной безопасности Управления информатизации КБГУ | +7 903-425-92-80 |
Карданова Ирена Хасанбиевна | ведущий документовед секретариата Управления организационно-распорядительной работы | +7 938-692-18-19 |
Кясов Астемир | начальник Управления по молодежной политике и воспитательной работе КБГУ | +7 928 083-82-81 |
Казанчев Мирланд Ахмедович | руководитель Студенческого совета КБГУ | +7 903 426-77-63 |
Кильчуков М.Г. | инженер отдела информационно-аналитического сопровождения образовательного процесса управления образовательной политики КБГУ | |
Гукепшоков Мурат Хасанбиевич | директор института права, экономики и финансов | +7(8662) 42-27-55 |
Кунижев Борис Иналович | директор института физики и математики | +7(8662) 40-18-58 |
Мизиев Исмаил Алимович | декан Медицинского факультета КБГУ | +7(8662) 42-02-67 +7(8662) 42-24-68 |
Михайленко Ольга Ивановна | директор института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования | +7(8662) 42-55-34 |
Мустафаев Магомед Шабазович | директор института стоматологии и челюстно-лицевой хирургии | +7(8662) 72-20-38 |
Нахушева Фатима Беталовна | директор колледжа информационных технологий и экономики | +7(8662) 42-67-62 +7(8662) 42-29-80 |
Ашабокова Фатима Казимухамедовна | директор педагогического колледжа института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования | +7(8662) 42-55-38 |
Пшибиева Светлана Владимировна | директор медицинского колледжа | +7(8662) 42-26-62 |
Хежев Толя Амирович | директор института архитектуры, строительства и дизайна | +7(8662) 72-23-19 |
Черкесова Наталья Васильевна | директор института информатики, электроники и робототехники | +7(8662) 77-23-60 |
Шапсигов Альберт Хусейнович | директор Высшей школы международного образования | +7(8662) 40-48-06 |
Хараев Арсен Мухамедович | директор института химии и биологии | +7(8662) 42-67-86 |
Тамазов Муслим Султанович | директор социально-гуманитарного института |
Материалы по интенсиву «Остров 20.35»
Аннотация Интернет в образовании
Аннотация Создание ИТ-продуктов в эпоху цифровой экономики
Аннотация Интернет для здоровья
Аннотация Интернет-маркетинг и медиа
Аннотация Инфекционные процессы. Способы диагностики, лечения и профилактики
Аннотация Информационные и цифровые технологии в обеспечении медико-биологических процессов
Аннотация Основы кибербезопасности
Аннотация Преподавание основ образовательной робототехники
Аннотация Регулирование свойств биологческих процессов
Аннотация Цифровая стоматология
Материалы по интенсиву «Цифровая высота»
Материалы для участников рабочей группы
Материалы для участников креативной команды
Книги
…общая информация…
Презентация
Подробная дорожная карта
График мероприятий
Ссылка на регистрацию
Нажимая кнопку “Отправить” вы даёте согласие на обработку своих персональных данных.
Объявлен набор на образовательный интенсив КБГУ «Цифровая высота»