Кафедра биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем
8(8662)723048; e-mail: Зав. кафедрой: Paritov@mail.ru Корпоративная почта кафедры: kafbgimgozhs@kbsu.ru
О нас
Кафедра биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем образовалась в 2018 году путем объединения кафедры общей биологии, биоразнообразия и геоэкологии и кафедры физиологии, генетики и молекулярной биологии (Приказ по КБГУ № 290/0 от 27.12.2018г.).
Кафедра осуществляет подготовку:
Бакалавров:
06.03.01 “Биология” (профили: «Биология клетки», «Биоэкология», «Генетика»);
05.03.02 География (профиль «Геоэкология»);
Магистров:
06.04.01 Биология (профили: «Биология клетки», «Биоэкология»);
05.04.02 География (профиль «Геоэкология»);
Аспирантов:
Научная специальность 1.5. Биологические науки:
Шифр научной специальности 1.5.12 Зоология. Руководитель – Кетенчиев Хасан Алиевич – доктор биологических наук, профессор;
Шифр научной специальности 1.5.20. Биологические ресурсы. Руководитель –Кетенчиев Хасан Алиевич – доктор биологических наук, профессор;
Шифр научной специальности 1.5.5. 03.03.01 Физиология. Руководители – Шаов Мухамед Талибович – доктор биологических наук, профессор; Пшикова Ольга Владимировна – доктор биологических наук, профессор;
Шифр научной специальности 1.5.15. Экология. Руководитель – Дзуев Руслан Исмагилович – доктор биологических наук, профессор;
Шифр научной специальности 1.5.9. Биологические ресурсы. Руководитель – Шхагапсоев Сафарби Хсанбиевич – доктор биологических наук, профессор;
Шифр научной специальности 1.5.7. Генетика. Руководитель – Паритов Анзор Юрьевич – кандидат биологических наук, доцент.
Основные направления научных исследований кафедры:
- Адаптационная физиология и медицина в области гипоксикологии;
- Медико-биологические исследования;
- Биоразнообразие Центрального Кавказа: состав, структура, динамика, экология, охрана, рациональное пользование;
- Генетический мониторинг химических и физических загрязнителей окружающей среды;
- Фундаментальные исследования устойчивости биосистем;
- Экологические основы микроэволюции и охраны растительного и животного мира
Сотрудники
- Паритов Анзор Юрьевич
Заведующий кафедрой биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии КБГУ, кандидат биологических наук, доцент
- Татаренко Николай Викторович
Заместитель директора института химии и биологии по профориентационной работе и информатизации, старший преподаватель кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем.
- Аккизов Азамат Юсуфович
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Аксорова Кристина Хусейновна
Старший преподаватель кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Барсагова Альбина Арсеновна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Бахова Динара Казбековна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии КБГУ
- Бегретова Зарета Безруковна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии института химии и биологии КБГУ
- Биттуева Мадина Мухаматовна
Доцент кафедры кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук.
- Боготова Залина Ихсановна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Гидова Эльза Мисостовна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Гогузоков Тимур Халифович
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук, доцент
- Дахова Оксана Олеговна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат географических наук, доцент
- Дзамихова Альбина Заурбиевна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Дзуев Руслан Исмагилович
Старший научный сотрудник кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, доктор биологических наук, профессор
- Жиляева Фатима Хасетовна
Лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Канукова Валентина Николаевна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук, доцент
- Кетенчиев Хасан Алиевич
Доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Киржинов Гумар Хамидбиевич
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Козьминов Сергей Геннадьевич
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Кондратьева Наталия Владимировна
Доктор географических наук, профессор кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно – генетических основ живых систем института химии и биологии
- Машукова Ромета Заурбековна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Пшикова Ольга Владимировна
Профессор кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, доктор биологических наук
- Романова Татьяна Анатольевна
Старший преподаватель кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Сабанова Рая Кадировна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук, доцент
- Слонов Тимур Людинович
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук, доцент
- Суншева Бэла Мухамедовна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Темботова Фатимат Асланбиевна
Профессор кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, доктор биологических наук, профессор, член – корреспондент РАН
- Тенгизова Оксана Ахмедовна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии КБГУ
- Хадзегова Рита Биляловна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Хадзегова Светлана Борисовна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Хандохов Тахир Хамидбиевич
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Хатухов Аубекир Михайлович
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Хатухова Майя Аслангериевна
Старший лаборант кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Хашкулова Милана Ануаровна
Заведующий музеем НОЦ "Ботанический сад", Старший преподаватель кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Хашхожева Диана Адамовна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Хуламханова Марина Магомедовна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Чепракова Анна Александровна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Шаов Мухамед Талибович
Профессор кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, доктор биологических наук
- Шарибова Асят Хамишевна
Инженер кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем
- Шерхова Лейла Казымовна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат биологических наук
- Шугушева Лариса Хусеновна
Доцент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии, кандидат сельскохозяйственных наук
- Шхагапсоев Сафарби Хасанбиевич
Доктор биологических наук, профессор кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем института химии и биологии
- Яхутлова Алена Аслановна
Ассистент кафедры биологии, геоэкологии и молекулярно-генетических основ живых систем
Список дисциплин
Направление 06.03.01 Биология (бакалавриат), профиль: “Биология клетки”
- Биологическая статистика.
- Биология размножения и развития.
- Биология человека.
- Биофизика.
- Биохимия и молекулярная биология.
- Высшая нервная деятельность.
- Генетика человека.
- Генетическая инженерия.
- ДНК – диагностика
- Иммунология.
- Картирование и скрининг генома.
- Кибернетика.
- Молекулярная биология эукариотной клетки.
- Молекулярная генетика.
- Науки о Земле.
- Нейроинформатика.
- Онкогенетика.
- Особенности прокариотных клеток.
- Пищевая микробиология.
- Преддипломная практика.
- Принципы регуляции клеточного метаболизма.
- Производственная практика.
- Синергетика физиологической адаптации.
- Синергетика.
- Социальная генетика.
- Технология ПЦР анализа.
- Учебная практика.
- Физиология человека и животных.
- Цитология.
- Эволюция.
- Эволюция гена.
- Экологическая биофизика клеток.
- Экологическая генетика.
- Электрофизиология.
- Энергетика животных и растительных клеток.
Направление 06.03.01 Биология(бакалавриат), профиль: “Биоэкология”
- Общая биология
- Ботаника
- Зоология
- Физиология растений
- Гистология
- Экология и рациональное природопользование
- Учение о Биосфере
- Теоретические основы и современные аспекты систематики животных
- Систематика и происхождение культурных растений
- Фитоценология
- Экология растений
- Молекулярно-генетические методы выявления и изучения биоразнообразия
- Современные аспекты учения о популяции
- Геохимия и геофизика ландшафта
- Экологическая физиология
- Экология человека и социальные проблемы
- Правовые основы и экономика природопользования
- Методы биоиндикации
- Устойчивое развитие
- История и методология биологии
- Компьютерные технологии в обучении биологии
- Методы ботанических исследования
- Экологическая анатомия
- Альгология
- Экологический мониторинг
- Избранные главы зоологии
- Сравнительная цитогенетика и кариосистематика животных
- Зоогеография общая
- Экологические проблемы Северного Кавказа
- Избранные главы ботаники
- Экобиоморфология
- Лихенология
- Основы биоэтики
- Заповедное дело
- Учебная практика
- Преддипломная практика
- Производственная практика
Направление 06.04.01 Биология (магистратура), профиль: “Биология клетки”
- Биофизические основы патологических процессов.
- Генетическая инженерия и биотехнология
- Избранные главы адаптационной физиологии.
- Избранные главы биологии.
- Избранные главы молекулярной биологии
- Инновационные процессы в образовании.
- Клеточная инженерия.
- Компьютерные технологии в биологии.
- Математическое моделирование биологических процессов.
- Медицинская генетика.
- Молекулярная физиология.
- Научно – исследовательская работа.
- Педагогическая практика.
- Преддипломная практика.
- Современные проблемы биологии.
- Содержание и структура школьного биологического образования.
- Специальные главы физических и химических наук.
- Учебная практика.
- Физико-химические механизмы межклеточных взаимодействий.
- Системные и молекулярные механизмы адаптации физиологических функций.
- Медицинская и экологическая физиология.
- Механизмы регуляций физиологических функций.
Направление 06.04.01 Биология (магистратура), профиль: “Биоэкология”
- Биогеография
- Биоиндикации и биотестирование загрязнения природной среды
- Биологическая оценка среды
- Биологические исследования Кавказа
- Биология растительной клетки
- Биоразнообразие экосистем Центрального Кавказа и проблемы устойчивого развития
- Заповедное дело
- История и методология биологии
- Методы полевых исследований
- Пресноводная фауна КБР
- Современная экология и учение о биосфере
- Учение о высотно-поясной структуре
- Флора и растительность КБР
- Эволюционная экология
- Экологический мониторинг и экспертиза
- Экология животных
- Экология растений
- Эколого-географические закономерности организации высокогорных экосистем
- Учебная практика
- Преддипломная практика
- Производственная практика
Направление подготовки 05.03.02 География (бакалавриат)
- Введение в географию
- Методы географических исследований
- Геоморфология
- Климатология с основами метеорологии
- Гидрология
- Биогеография
- География почв с основами почвоведения
- Ландшафтоведение
- Социально-экономическая география
- География населения с основами демографии
- Геоурбанистика
- Топография
- Картография
- Физическая география и ландшафты России
- Физическая география и ландшафты материков и океанов
- Экономическая и социальная география России
- Экономическая и и социальная география мира
- Геология
- Глобальные и региональные проблемы
- Криолитология и гляциология
- География агропромышленного комплекса мира
- Региональная политика
- География отраслей экономики
- География транспорта
- География промышленности
- Физико-географическое районирование
- Экономика и экономическая география КБР
- География сельскохозяйственного мира
- Экономико — географическое районирование
- Политическая география и геополитика
- Палеогеография
- Рекреационное природопользование
- География КБР
- Основы природопользования
- Ресурсоведение
- Океанология
- История географических открытий
- Памятники природы
- Техногенные системы и экологический риск
- Экологический мониторинг
- Учебная практика
- Производственная практика
- Преддипломная практика
Направление подготовки 05.04.02 География (магистратура)
- Современные теоретические и прикладные проблемы географии
- История, теория и методология географии
- Геоэкология
- Экологическое проектирование и экспертиза
- Методы научных исследований
- Экологический туризм
- Культурные ландшафты
- Актуальные проблемы народонаселения
- Охрана природы и рациональное природопользовнаие
- Мониторинг и прогнозирование природных стихийных явлений
- География туризма
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- Эколого-экономические проблемы развития региона
- Медицинская география
- Природное и культурное наследие
- Учебная практика
- Производственная практика
- Преддипломная практика
03.03.02 Физика
- Биология человека.
44.03.05 Педагогическое образование
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Магистратура
Магистратура
Кафедра ведет подготовку магистров по направлениям:
06.04.01 Биология (профили: «Биология клетки», «Биоэкология»);
05.04.02 География (профиль: «Геоэкология»).
Дисциплины, определяющие направленность профиля:
06.04.01 Биология (профиль «Биология клетки»)
- Математическое моделирование биологических процессов;
- Современные проблемы биологии;
- История и методология биологии;
- Избранные главы биологии;
- Клеточная инженерия;
- Биофизические основы патологических процессов;
- Избранные главы адаптационной физиологии;
- Физико – химические механизмы межклеточных взаимодействий;
- Генетическая инженерия и биотехнология;
- Геномика;
- Избранные главы молекулярной генетики;
- Избранные главы молекулярной биологии;
- Молекулярная физиология;
- Генетическая токсикология;
- Медицинская и экологическая физиология;
- Системные и молекулярные механизмы адаптации физиологических функций;
- Медицинская генетика;
- Механизмы регуляции физиологических функций.
Руководитель программы – Паритов Анзор Юрьевич, кандидат биологических наук, доцент.
06.04.01 Биология (профиль «Биоэкология»)
- Современная экология и учение о биосфере;
- Экология растений;
- Экология животных;
- Эволюционная экология;
- Биологические исследования Кавказа;
- Эколого-географические закономерности организации высокогорных экосистем;
- Биологическая оценка среды;
- Биология растительной клетки;
- Флора и растительность КБР;
- Биоразнообразие экосистем Центрального Кавказа и проблемы устойчивого развития;
- Экологический мониторинг и экспертиза;
- Биоиндикации и биотестирование загрязнения природной среды;
- Заповедное дело;
- Пресноводная фауна КБР;
- Биогеография;
- Учение о высотно-поясной структуре
Руководитель программы – Кетенчиев Хасан Алиевич, доктор биологических наук, профессор.
05.04.02 География (профиль «Геоэкология»)
- Современные теоретические и прикладные проблемы географии;
- Геоэкология;
- Экологический туризм;
- Культурные ландшафты;
- Актуальные проблемы народонаселения;
- Охрана природы и рациональное природопользование;
- География туризма;
- Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
- Экологическая безопасность и устойчивое развитие Северного Кавказа;
- Эколого-экономические проблемы развития региона;
- Экология городов;
- Геоэкологический мониторинг;
- Медицинская география;
- Природное и культурное наследие;
- Теория и практика заповедного дела
Руководитель программы – Сабанова Рая Кадировна, кандидат биологических наук, доцент.
Практика
ВИДЫ ПРАКТИК
05.03.02 География (профиль «Геоэкология»)
- Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
- Преддипломная практика
05.04.02 География (профиль «Геоэкология»)
- Практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
- Преддипломная
06.03.01 Биология (профиль «Биология клетки», «Биоэкология»)
- Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
- Преддипломная.
06.04.01 Биология (профиль «Биология клетки», «Биоэкология»)
- Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
- Преддипломная.
БАЗЫ ПРАКТИК КАФЕДРЫ:
- ГКУ ДО «Эколого-биологический центр»;
- ГКУ «Нальчикское лесничество»;
- Управление Росприрднадзора по КБР;
- ФГБУ «Высокогорный геофизический институт»;
- ФГБУ Национальный парк «Приэльбрусье»;
- Министерство курортов и туризма КБР;
- ГКУ БРДСРЦ» РАДУГА»;
- МКОУ «СОШ№9» г.о.Нальчик;
- МКОУ «СОШ№5» г.о.Нальчик;
- МКОУ «СОШ№7» г.о.Нальчик;
- МКОУ «СОШ№7» г. Баксан.
БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ:
- Институт экологии горных территорий имени А.К. Темботова;
- Кабардино-Балкарский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Положение об организации практик
Практика в Медико-биологическом центре
Студенты Института химии и биологии по кафедре физиология, генетика и молекулярная биология уже много лет по окончании 3-го курса проходят производственную практику в базовом республиканском детском социально-реабилитационном центре «РАДУГА» Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.
В центре «Радуга» студенты-биологи знакомятся с возможностями лечебного блока, изучают физиологические эффекты различных физиотерапевтических процедур.
В работе с детьми практиканты аккуратны, щепетильны, проявляют заботу и терпение. Студент является непосредственным и активным помощником врача в лечении детей.
Руководство и сотрудники центра добродушно принимают и помогают студентам в освоении практики.
Практика в «Радуге» оставляет в памяти студентов яркие воспоминания на долгие годы!
Река Нальчик как объект конфликтного природопользования
05.03.02 География
Учебная полевая практика – неотъемлемое и важное звено образовательной системы по направлению подготовки 05.03.02. География. Она предполагает проведение студентами учебной и учебно-исследовательской работы в полевых условиях. Содержание практики определяется программой, которая составляется в соответствии с учебным планом и учебными программами физико-географических дисциплин. Полевые физико-географические исследования опираются на принципы и методы изучения пространственной структуры и динамики, иерархически соподчиненных геокомплексов ранга ландшафт и его морфологических частей. Оценка и рациональное использование природных ресурсов, разработка основ охраны и оптимизации природной среды, прогнозирование последствий влияния хозяйственной деятельности человека на природу, природно-производственная организация территории — все это важнейшие проблемы рационального природопользования, решение которых должно быть основано на базе фундаментальных ландшафтных исследований, обеспечивающих наиболее полное комплексное изучение природы.
В бамбуковой роще
Профильная (учебная) эколого-географическая практика для студентов 1 курса направлена на закрепление теоретических знаний, обучение методическим приемам сбора, обработки и обобщения первичных материалов, умению сопоставлять собственные наблюдения с материалами учебной и научной литературы. Практика проводится в Приэльбрусье, объектами изучения являются высокогорные природно-территориальные комплексы и геосистемы.
Заснеженный южный склон Эльбруса
Практика второго курса направлена на приобретение профессиональных компетенций при изучении географических закономерностей, пространственного распределения природных компонентов (геологического и тектонического строения территории, рельефа, климата, водных объектов, почвы, растительности, животного мира) и природных комплексов (ландшафтов), особенностей их функционирования в естественных условиях и под влиянием антропогенной деятельности. Профильная (учебная) физико-географическая практика для студентов 2 курса проводится в Республике Абхазия. Природные условия Абхазии характеризуются большим ландшафтным разнообразием.
В долине реки Юпшара
Осень в Атажукинском саду
на раскопках Анакопии.№14,23.10.2015.,с.4-5.
Научно-исслед.экспедиция на озеро Тамбукан.04.07.2013.
Студенческие научные кружки
ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ НАУЧНОМ КРУЖКЕ
Научно-студенческое общество ИХиБ
Объявление с интригующими темами докладов, как «Акула из Баксана» (студентка 2 курса Журтубаева Р.), «Современные теории старения» (студентка 2 курса Биттуева Т.), «Клоп-солдатик призывается на службу» (магистрант 2 года обучения Хапова Д.), привлекло широкую аудиторию.
Примечательно, что в ходе первых же обсуждений поднятых тем студенты, особенно младших курсов, прониклись в необходимости овладения комплексом знаний, недостаточности простого воспроизведения азбучных истин. Так, для объяснения нахождения зуба акулы в отложениях реки Баксан требовались знания о стадиях развития земной коры, знакомство с «принципом актуализма» и т.д.
К настоящему времени состоялись 5 заседаний НСО, где обсуждены темы, касающиеся отдельных групп организмов, а также вопросов и истории и методологии биологии. Ниже приведены презентации некоторых докладов.
Научно-студенческое общество ИХиБ
Отдел «География»
Путешествия помогают понять красоту пространства
и бесценность времени.
Одной из наиболее широко распространенных форм образовательной работы являются географические кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы студентов, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы.
Курс предназначен для более углубленного изучения географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены в процессе бесед и анкетирования студентов, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают учащихся к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, у учащихся возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Возрастная рамка участников кружка практически не ограничена. Это создает определенные трудности для руководителя, и в то же время способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «География и жизнь» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие в работе кружка строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся от 16 лет и выше.
Целями реализации программы являются:
— формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии и других естественных наук;
— ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.
Важнейшими задачами являются:
— способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
— побуждать и поддерживать стремление учащихся к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:
— повышение качества географических знаний и умений учащихся;
— повышение успеваемости по предмету;
— повышение интереса к занятиям в группе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;
— активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;
— рост самостоятельности учащихся во время урочной и домашней работы;
— приобретение умений работы с различными источниками информации;
— повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
— повышение общего уровня культуры учащихся;
— рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, курса.
В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.
Темы индивидуальных и групповых проектных работ
- Русские путешественники, прославившие Россию.
- Великие географические открытия.
- Современные российские географические средства массовой информации.
- Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
- Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
- Я – туристический гид по родной Кабардино-Балкарии.
- Страна, в которой я мечтаю побывать.
- Мировые экологические проблемы человечества.
- Этот континент меня удивил.
- Чудеса света.
- Эти уникальные животные требуют защиты человека.
- Африка (любой другой материк по выбору студента) на страницах журнала «Вокруг света».
- Атлантида – геологическая реальность
- Бермудский треугольник. Мифы и легенды.
- «Семь чудес света» моей Родины.
- Мои кроссворды и викторины по географии.
- Имена на карте мира.
- Новый год в разных странах мира.
- В этих местах я был (а).
- Моя презентация (тема определяется студентом).
- Всемирное природное наследие России.
- Веселые названия на карте.
Формы проведения занятий кружка
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.
Программа государственной итоговой аттестации
Выпускная квалификационная работа
Известные выпускники кафедры
Вехи истории
После торжественного открытия Кабардино-Балкарского государственного педагогического института в ее состав входили 3 факультета: биологический, физико-математический и литературный. На эти факультеты было принято 100 человек. Профессоро – преподавательский состав насчитывал 13 человек, в том числе 2 профессора и 2 доцента. В 1934 году в пединституте был открыт учительский институт с двухгодичным сроком обучения, в котором наряду с другими было предусмотрено естественно-географическое отделение. На 1932 год существовали 2 кафедры: зоологии и ботаники. С 1946-го по 1948 год деканом факультета естествознания был В.Г. Петров. Институт с 1932 г. по 1942 г. выпустил 1133 педагога по различным отраслям, в том числе по ботанике и зоологии.
Первый послевоенный мирный 1945/1946 учебный год пединститут начал, имея 4 факультета, учительский институт – с тремя отделениями, в том числе естественно-географическое. В послевоенные годы не хватало квалифицированных преподавателей анатомии, физиологии человека, отсутствовали помещения для проведения лабораторных занятий, плохо оснащены были кабинеты ботаники и зоологии, не хватало учебников и наглядных пособий.
Однако к 1955/1956 учебному году принятыми мерами в целом укрепилась учебная и производственная база института, завершено оборудование биологических лабораторий. Студентам факультета естествознания давали хорошие знания по комплексу естественных наук: биологической химии, гистологии, зоологии, физиологии человека и животных, палеонтологии, физиологии растений.
В 1966 году был организован химико-биологический факультет. Он был создан из состава сельскохозяйственного факультета. Большим событием для развития биологического образования была организация химико-биологического факультета. В этом же году было открыто вечернее отделение. Химико-биологический факультет просуществовал до сентября 1997 года.
История кафедры ботаники
Первое высшее учебное заведение в Кабардино-Балкарии было создано в 1932/33 учебном году как Педагогический институт. Под его строительство был выделен участок в районе «Затишья». Директором Пединститута был назначен И.Н. Покорский. Свою работу Пединститут начал в г. Пятигорск. Кафедра ботаники входила в состав биологического отделения вместе с кафедрой зоологии. Архивных данных за период 1932-1936 год о сотрудниках кафедры ботаники найти не удалось.
В 1937 году Педагогический институт был переведен в г. Нальчик, отделение было преобразовано в факультет естествознания с двумя отделениями: химико-биологическим (4 года обучение) и естественно-географическом (2 года обучения).
По данным архива КБГУ заведующим кафедрой ботаники в период с 1937 года по 1949 год работала Ильина Елена Михайловна.
Изучая лицевые счета по выплате заработной платы, хранящиеся в архиве КБГУ, нами установлена, что по кафедре ботаники в 1946 году было 6 сотрудников:
Ильина Елена Михайловна – к.б.н., доцент, зав кафедрой ботаники;
Александровская Лидия Николаевна – преподаватель;
Песелева Мария Яковлевна (1921 г.р.) – ассистент кафедры;
Чернышов Андрей Иванович (1892 г.р.) – декан естественного факультета, старший преподаватель кафедры ботаники;
Шапетина Вера Ивановна (1918 г.р.) – старший лаборант кафедры;
Явруева (Попова) Евгисапет Карабетовна (1921 г.р.) – лаборант кафедры.
Общее число сотрудников кафедры ботаники на 1997 год 11 человек, из них 7 преподавателей, 3 лаборанта и 1 хранитель гербария. На кафедре работает два доктора биологических наук, профессора (Слонов Л.Х., Шхагапсоев С.Х.), три к.б.н., доцента (Волкович В.Б., Калашникова Л.М., Новикова А.С.) и два ст. преподавателя без у/с и звания (Хуранова Н.М., Кожоков М.Х.). Из них Слонов Л.Х., Шхагапсоев С.Х., Хуранова Н.М. закончили аспирантуру в Ростове-на-Дону при Ростовском госуниверситете. Слонов Л.Х. прошел докторантуру в Киеве, Институте физиологии растений и генетики АН Украины. У всех сотрудников солидный стаж работы в вузе и они неоднократно прошли ФПК и стажировку при МГУ, РГУ, ЛГУ, Институте физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН и АН Украины.
Для подготовки молодых специалистов кафедра имеет аспирантуру по специальности «Физиология растений». Научным руководителем аспирантов и соискателей, стажеров – исследователей стал д.б.н. Слонов Л.Х.
Кафедра ботаники является одной из старейших в университете. С 1976 года заведует кафедрой доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки КБР Слонов Л.Х. При кафедре ботаники работает также один аспирант очной формы обучения – Слонов Т.Л. по специальности 03.00.05 – Ботаника. Его научным руководителем является Криворотов С.Б. – д.б.н. Кубанского госуниверситета.
С момента создания кафедры (1932г.) главной проблемой научной работы является «Растительный мир Кабардино-Балкарии: изучение, охрана и рациональное использование». Эта проблема включает в себя систематические, флористические, морфологические, анатомические, физиологические, биохимические, экологические исследования растений.
С 1980 года проблема входит в координационный план Минвуза РФ и АНР. Основной задачей научных исследований является установление видового состава местной флоры и разработка теоретических основ охраны и рационального использования растительных богатств республики.
Наряду с многообразной педагогической деятельностью по подготовку специалистов-биологов сотрудники кафедры активно занимаются исследованиями актуальных вопросов ботанической науки.
Например, большой вклад в физиологию растений внес доктор биологических наук, профессор Слонов Л.Х. Им исследованы физиологические и биохимические особенности многих видов и сортов растений при разных условиях среды обитания. Он занимается изучением темы «Эколого-физиологические исследования таксонов, экологических групп и жизненных форм растений». Она выполняется по общесоюзной программе фундаментальных исследований. Огромный фактический материал лег в основу написания его книги «Адаптация экологических групп растений к разным условиям среды обитания», изданного издательством «Эльбрус» в 1997 году. Под руководством профессора Слонова Л.Х. в разработке этой темы принимают участие его аспиранты, соискатели, дипломники, а также отдельные преподаватели кафедры Шхагапсоев С.Х., Калашникова Л.М., Кожоков М.Х. и др.
В результате многолетних исследований завершена Шхагапсоевым С.Х. работа над научным направлением «Петрофиты западной части Центрального Кавказа (анализ, эколого-биологические особенности, научное обоснование охраны и исследования)» по указанному направлению он успешно защитил докторскую диссертацию и ему присуждена ученая степень доктора биологических наук по специальности 03.00.05 – Ботаника.
В работе раскрыты особенности биоразнообразия, механизмы фунционирования петрофитного флористического комплекса региона и адаптивные реакции их к экстремальным условиям жизни. Определенные успехи достигнуты Волковичем В.Б. в области исследования «Биологии двудомных видов растений», Хурановой Н.М. – по разделу «Особенности роста и продуктивности злаковых трав на ранних фазах роста», Слоновым Т.Л. – по изучению «Лихенофлоры КБР и ее анализа».
По инициативе и под руководством зав. кафедрой, профессора Слонова Л.Х. на базе богатейшего вновь собранного и старого коллекционного материала в 1977-1981 гг. создана «Гербарная», ставшая одной из основных научно-учебных баз кафедры. В данный период общий объем коллекций составляет более 40 тыс. гербарных листов. Кроме того, на кафедре Слоновым Л.Х. создана и работает с 1965 года научно-исследовательская лаборатория по физиологии растений.
Одной из основных научно-учебных баз кафедры является ботанический сад КБГУ, созданный еще в 1955 года по инициативе доктора сельскохозяйственных наук, профессора Керефова К.Н. Первоначально развитие ботсад получил под руководством известного флориста, знатока местной флоры КБР Кос Ю.И. и Галушко А.И.
Основным становлением сада как учебной и научной базы кафедры ботаники КБГУ происходило под руководством и непосредственном участием зав. кафедрой ботаники, доктора биологических наук, профессора Слонова Л.Х. и директора ботанического сада, к.б.н. Новиковой А.С.
Ботанический сад КБГУ является главным центром интродукции и акклиматизации растений. Сад включает следующие отделы: дендрологии, флоры Кавказа, декоративного цветоводства, растения защищенного грунта.
На базе ботанического сада КБГУ выполняются курсовые и дипломные работы, проводятся полевые и производственные практики по ботанике, физиологии и экологии растений.
С 1982г. по 1997г. сотрудники и аспиранты кафедры ботаники (Слонов Л.Х., Шхагапсоев С.Х., Волкович В.Б., Калашникова Л.М., Новикова А.С., Хуранова Н.М., Кожоков М.Х., Слонов Т.Л., Шугушева Л.Х. и другие) выступили с докладами на многих всероссийских, региональных, республиканских и внутривузовских научных съездах, конференциях, семинарах, совещаниях.
В дальнейшем усилия кафедры будут направлены на пополнение крупного гербарного фонда с охватом всех видов высших и низших растений Кабардино-Балкарии, который способен служить науке неограниченно долго. Необходимо систематически проводить работы по широкому использованию гербарного фонда при составлении «Определителя растений Кабардино-Балкарии», написании книг по флоре отдельных районов и зон республики, в целом по флоре КБР.
История кафедры зоологии
Кафедра зоологии – одна из старейших кафедр университета, существующая с момента организации нашего вуза – с 1932 года. С этого момента кафедрой руководило много талантливых организаторов. В 50-х годах прошлого столетия кафедру возглавляли Нефедов, Парфеник Н.Н. и др. До 60-х годов прошлого столетия научные исследования проводились по систематике, биологии и физиологии животных. После отделения от кафедры в 1962 предметной комиссии по физиологии человека и животных, на кафедре зоологии определилось главное направление исследовательской работы – изучение систематики млекопитающих Северного Кавказа, а затем всего Кавказа, возглавляемое зав. кафедрой зоологии д.б.н., профессором А.К. Темботовым. По этой теме были опубликованы десятки статей и монографий. Этому способствовало и создание зоологического музея, в котором сосредотачиваются научные коллекции по птицам и млекопитающим. Музей сыграл положительную роль в развитии научных исследований сотрудников кафедры. Заведовал музеем Молов Жафар Нануевич.
В 1964 году заведующим кафедрой зоологии стал заслуженный деятель науки КБАССР, профессор А.К. Темботов. По этой проблеме были опубликованы десятки статей и монография «Млекопитающие Кабардино-Балкарской АССР».
В эти годы на кафедре сформировался коллектив кафедры, состоящий из молодых одаренных преподавателей. Среди них: Маламусов Хажмурат Титуевич, к.б.н., доцент, область его интересов была связана с изучением фауны птиц Северного Кавказа; Базиев Джабраил Харунович, к.б.н., доцент, который являлся специалистом в области экологии птиц и особенностей их биоэнергетики; Шхашамишев Хату Хажбиевич, к.б.н., доцент – изучал фауну и зоогеографию чешуекрылых и некоторых других групп насекомых; Болов Аслан Патович, к.б.н., доцент, область интересов – изучение фауны стафилин; Маршенкулов Замудин Мухабович, к.б.н, доцент, – занимался вопросами систематики и народно-хозяйственным значением слепней КБР; Гасташев Владимир Тимофеевич, к.б.н., доцент – область интересов – фауна и экология жуков-щелкунов; Улигова Замира Наховна, к.б.н., доцент, специалист в области защиты растений.
В это же время на кафедре работал Иванов Виктор Григорьевич. В 1965-66 годах он создает лабораторию по кариологии. В то время это была одна из первых подобных лабораторий на Кавказе. Работы, выполненные в ней известны во всем мире, о чем говорит огромная переписка кафедры зоологии с учеными США, Германии, Японии, Югославии, Италии и многих других стран.
70-е годы ознаменовались дальнейшим объединением усилий зоологов и экологов КБГУ над решением общей проблемы: «Экологические основы макроэволюции и охраны растительного и животного мира в горах Кавказа» под руководством профессора А.К. Темботова. Проблема вошла в план научных исследований Минвуза РСФСР на 1981-1985 годы, а ее экологический и биогеографический разделы – в Координационные планы АН СССР по проблеме «Биологические основы освоения, реконструкции и охраны животного мира».
В этот период развития кафедры большая группа зоологов занимается проблемами систематики, адаптации и микроэволюции горных млекопитающих. Опубликовано по этой проблематике большое количество научных работ, в том числе и в центральных изданиях, изданы 2 монографии А.К. Темботова «Определитель млекопитающих Северного Кавказа» и «География млекопитающих Северного Кавказа».
Сотрудниками кафедры в середине 70-х годов выполнялась интересная госдоговорная научная работа совместно с Всесоюзным институтом защиты растений. Ответственным исполнителем являлся к.б.н. Иванов Игорь Викторович. В ходе хоздоговорных исследований разработана система защиты посевов кукурузы от вредителей, болезней и сорняков в условиях монокультуры в семеноводческих хозяйствах Кабардино-Балкарии.
Весомым шагом в развитии исследований этого периода явилось научно-исследовательская финансируемая ГКНТ СССР тема «Охрана и воспроизводство туров Центрального Кавказа». Руководителем являлся профессор Темботов А.К., исполнители: Дзуев Р.И., Кетенчиев Х.А. Эта тема и ее финансирование привело к созданию первой в КБГУ бюджетной финансируемой научно-исследовательской лаборатории горной экологии в 1978 году, что позволило укрепить научное сотрудничество с академическими институтами: Институтом эволюционной морфологии и экологии АН СССР, Институтом экологии растений и животных УНЦ АН СССР и Институтом эволюционной морфологии и биохимии АН СССР.
Сотрудники кафедры в 70-е годы принимали участие в работе 2 съездов ВТО АН СССР (Иванов В.Г., Темботов А.К., Иванов И.В., Кетенчиев Х.А., Хатухов А.М.) и нескольких Всесоюзных совещаний по млекопитающим.
В 1977 г. на базе КБГУ совместно с Институтом экологии растений и животных АН СССР проведено Всесоюзное совещание по экологии горных млекопитающих, на котором с докладом выступили 8 сотрудников кафедры. К концу 70-х годов ППС кафедры и аспиранты опубликовали 340 статей, из них 90 – в центральных изданиях.
27 ноября 1978 года из состава кафедры зоологии переходят на кафедру общей биологии, гистологии и эмбриологии, следующие сотрудники – Улигова З.Н., Хатухов А.М.; увольняются или выбывают из состава кафедры в различные годы 60-70-х годов Маламусов Х.Т., Базиев Д.Х., Маршенкулов З.М.
С декабря 1978 года кафедру возглавил Х.Х. Шхашамишев. В ее составе: В.Г. Иванов, к.б.н, доцент; Болов А.П., к.б.н., доцент; Гасташев В.Г., к.б.н., доцент; Темботова Э.Ж., к.б.н., доцент; Кетенчиев Х.А., ассистент.
В этот период деятельности кафедры все сотрудники работают в лоно научно-исследовательской деятельности кафедры общей биологии, гистологии и эмбриологии, совместно с сотрудниками научно-исследовательской лаборатории горной экологии. Специализация студентов осуществлялась также совместно двумя кафедрами.
Наиболее существенные вехи НИР ППС кафедры зоологии:
- Составление атласа ареалов млекопитающих Кавказа (Х.Х. Шхашамишев)
- Закономерности и особенности адаптации мелких млекопитающих на уровне гематологических показателей (Темботова Э.Ж.)
- Ресинтез кариотипической формы Pitymys Кавказа (Кетенчиев Х.А.)
В сентябре 1985 года после длительной международной командировки кафедру возглавил к.б.н., доцент Иванов И.В. В этот период в состав кафедры входили: к.б.н., доцент Иванов В.Г.; к.б.н., доцент Болов А.П.; к.б.н., доцент Темботова Э.Ж.; к.б.н., ст. преподаватель Кетенчиев Х.А.; к.б.н., ст. преподаватель Хатухов А.М.; ассистент кафедры Баскаева А.Г.
С этого момента кафедра начинает поиск точек приложения научных сил в сфере изучения фауны беспозвоночных и гидробиологии. Тематика научных исследований автономна от НИР кафедры общей биологии. Была возвращена специализация на кафедру.
С 1986 года кафедра заключила хоздоговорную работу с Институтом ирригационного рыбоводства, что положило начало гидробиологических исследований водоемов КБР. В 1986-87 гг. кафедра приобрела комплексную биохимическую лабораторию, используемую при выполнении НИР и хоздоговорных работ.
В марте 1989 года зав. кафедрой избран д.б.н., профессор Кетенчиев Х.А. В составе кафедры 6,5 штатных единиц: к.б.н., доцент В.Г. Иванов; к.б.н., доцент Болов А.А.; к.б.н., доцент Темботова Э.Ж.; к.б.н., ст. преподаватель Хатухов А.М.; к.б.н., доцент Иванов И.В., ассистент Баскаева А.Г. Научным направлением кафедры становится тема: «Состав, структура, функционирование наземных и водных экосистем Центрального Кавказа».
В ходе выполнения этой темы установлена взаимосвязь динамики населения животных с климатическими и эдафическими факторами среды, влияние населения животных на некоторые структурные компоненты наземных и водных экосистем. Установлено, что процессы миграции мелких млекопитающих связаны с сезонным пространственным смещением экологического оптимума их жизнедеятельности в связи с метахронностью и даже зеркальностью смены фенологических фаз в различных локальных местообитаниях.
В конце 90-х годов прошлого столетия состав кафедры существенно обновился, средний возраст ППС кафедры 34 года. В составе кафедры: завкафедрой д.б.н., профессор Кетенчиев Х.А.; доценты: Иванов И.В., Болов А.А., Гогузоков Т.Х., Козьминов С.Г., Хатухов А.М.; ст. преподаватель Гогутлова З.В.
С 1989 года научно-исследовательская работа кафедры осуществляется в рамках единого направления «Закономерности состава, структуры и функционирования экосистем Центрального Кавказа» составными частями единого направления являлись темы:
- Экологический анализ биоразнообразия и фоновый мониторинг экосистем Центрального Кавказа;
- Изучение механизмов изменчивости и эволюции генома животных и видообразования с помощью анализа гипервариабельных последовательностей ДНК у мышевидных грызунов;
- Состав, структура и закономерности функционирования водных экосистем КБР
Кафедра физиологии человека и животных как предметная комиссия образовалась в 1958 году и называлась первоначально кафедрой анатомии и физиологии человека. Заведовала кафедрой к.м.н., доцент Ляна Карачаевна Шауцукова. Это был период становления кафедры. Наиболее одаренные выпускники, которые активно занимались в физиологическом научном кружке, оставлялись на кафедре ассистентами (Т.Ш. Хапажев), лаборантами (С.Х.Урусова) или отправлялись в целевую аспирантуру в центральные ВУЗы (М.Н. Сруков). Таким образом, в центральных ВУЗах для кафедры были подготовлены: В Ленинградском госуниверситете Музачир Нафицович Сруков защитил кандидатскую диссертацию в 1965 г., Тауби Шисович Хапажев – защита в 1964 г., Дина Джамалдиновна Отарова – защита 1963 г., Хамидби Каральбиевич Шерхов – защита 1972 г., Эмма Ильясовна Хатажукова – защита в 1979г.
В Московском госуниверситете в целевой аспирантуре были подготовлены Александр Беталович Кочесоков, Лаура Залимгериевна Шауцукова – защита в 1973 г. В Ростовском госуниверситете в физиологической школе А.Б. Когана был подготовлен Мухамед Талибович Шаов, который окончил РГУ по специальности физиология человека и животных в 1964 году – защита кандидатской диссертации по специальности биофизика (РГУ, 1971), защита докторской диссертации по специальности физиология человека и животных (НИИ МБП, Москва, 1988).
Первоначально кафедра анатомии и физиологии человека относилась к сельскохозяйственному факультету университета. На кафедре работали доценты Андрей Никифорович Парфеник, Марьяна Пшемаховна Кешокова, Ибрагим Мушралиевич Алиев. На кафедре имелось все необходимое для научно-учебно-воспитательной работы со студентами. Виварий (заведовала им Анна Евдокимовна Ковалева) служил местом проведения операций на собаках, экспериментов по физиологии ВНД на обезьянах, а на хозяйственной половине содержались экспериментальные животные и послеоперационные собаки, кошки, кролики. Из экспериментальных животных наряду с собаками наибольшей популярностью пользовались обезьяны (4 макаки-резусы были получены из Калькутты через Москву).
Тематика НИР кафедры: «Влияние физических факторов среды на регулирующие системы организма» была посвящена исследованию показаний и противопоказаний курортно-санаторных больных, проходящих курортно-санаторное лечение. До 1973 года кафедрой заведовала Ляна Карачаевна Шауцукова. С 1974 по 1981 год заведующим кафедрой был доцент Т.Ш.Хапажев, а с 1981 по 1986 год заведовал кафедрой физиологии человека и животных доцент Х.К. Шерхов. С 1986 по настоящее время кафедрой заведует профессор М.Т.Шаов.
К этому времени одной из ведущих проблем в области физиологии человека и животных стала гипоксия – дефицит кислорода в организме. В этой связи с целью определения научного направления кафедры по инициативе М.Т. Шаова при поддержке ректора КБГУ профессора В.К. Тлостанова были организованы две Всесоюзные научные конференции «Транспорт газов в тканях при гипоксии» (ЭУНК КБГУ, пос. Эльбрус, 1986) и «Способы коррекции гипоксии в тканях» (ЭУНК КБГУ, пос. Эльбрус, 1988). В результате квалифицированного обсуждения научного задела и состояния материально-технической базы кафедры участниками конференции и было определено ее научное направление – «Фундаментальные и прикладные проблемы адаптации организма к гипоксии разного генеза». В русле этого направления сотрудниками и аспирантами кафедры опубликовано более 600 научных работ, методических указаний и пособий, в том числе монографии «Ускоренная адаптация к гипоксии и ее функциональные механизмы» (профессор О.В.Пшикова, Ростов-на-Дону, 1991), «Формирование системы противокислородной защиты организма» (профессор М.Т.Шаов, Москва, 1998), «Энерго-информационные механизмы адаптац ии нейрона к гипоксии» (профессор М.Т. Шаов и соавт., Москва, 2010). Для подготовки кадров высшей квалификации в русле научного направления кафедры была открыта аспирантура.
Аспиранты 1-го набора О.В. Пшикова (тема «Изменение напряжения кислорода в тканях при интервально-ритмической гипоксии разного генеза», место защиты МГУ), Р.К. Сабанова (тема «Динамика механической резистентности эритроцитов, напряжения кислорода и ионов йода в крови животных при интервально-гипоксической гипоксии», место защиты РГУ) и З.Х. Шерхов (тема «Изменение напряжения кислорода и биоэлектрической активности нервных клеток при импульсной гипоксии», место защиты РГУ) успешно и в срок защитили диссертации на степень кандидата биологических наук по специальности «03.00.13 – физиология человека и животных». В 2000 году О.В. Пшикова защитила диссертацию на степень доктора биологических наук (специальность – физиология человека и животных) по теме «Ускоренная адаптация к гипоксии и ее функциональные механизмы» в РГУ.
Результаты научных исследований, проводимых на кафедре в области адаптационной физиологии, получили заслуженное признание крупнейших ученых России и других стран, о чем свидетельствуют материалы 17-го съезда физиологического общества РФ при РАН им. И.П. Павлова (г. Ростов-на-Дону, 1998 г). В рамках съезда состоялся симпозиум «Современные проблемы гипоксии», где научные доклады сотрудников кафедры физиологии человека и животных КБГУ высоко оценены ведущими физиологами РФ. На этом же съезде принято решение образовать проблемную комиссию по научной теме кафедры «Фундаментальные и прикладные проблемы гипоксии», председатель Кабардино-Балкарского отделения общества профессор М.Т. Шаов был избран членом центрального Совета физиологического общества РФ им. И.П. Павлова при Российской академии наук.
В учебном процессе кафедра, как и прежде, была занята подготовкой биологов по общим профессиональным дисциплинам и осуществлением специализации по физиологии человека и животных. Однако особенности переживаемого времени потребовали значительного совершенствования системы высшего образования в РФ. Одним из элементов этой работы является последовательная подготовка бакалавров, магистров, специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) а также повышение результативности научных исследований и уровня их финансирования. Кафедра физиологии человека и животных принимает активное участие в мероприятиях университета, направленных на решение этих новых задач в области совершенствования системы высшего образования.
Так, например, большое место в работе кафедры за последние 5 лет занимала подготовка кадров высшей квалификации по физиологии. Защищены кандидатские диссертации: Рамазан Мусаевич Файзиев «Механизмы влияния сайтарина на резистентность организма к гипоксии (Ставрополь, 2005, руководитель М.Т. Шаов); Ирина Исламовна Темботова «Действие биоантиоксидантов облепихи крушиновидной на физиологические показатели сердечно-сосудистой системы человека (СГУ, 2005, руководитель О.В. Пшикова); Аккизов Азамат Юсуфович по теме «Действие природных и синтетических антиоксидантов на периферическое кровообращение человека (Адыгейский госуниверситет, 2008, руководитель М.Т. Шаов); Диана Адамовна Хашхожева по теме «Динамика интегральных показателей сердечно-сосудистой системы под влиянием нейроакустических сигналов» (АГУ, 2008, руководитель М.Т. Шаов). Аспиранты кафедры Бэла Мухамедовна Суншева и Залина Асланбиевна Шаова завершили свои исследования в срок с представлением своих диссертаций к защите.
Деятельность кафедры в этом плане получила высокую оценку физиологической общественности России – на 18 (Казань, 2001) и 19 (Екатеринбург, 2004) съездах физиологов РФ признан факт создания Кабардино-Балкарской научной школы физиологов-гипоксикологов, а в 2009 году профессор М.Т. Шаов получил диплом Российской академии естествознания – основатель научной школы «Адаптационная физиология и медицина».
Настоящие и будущие планы развития кафедры связаны с результатами научных исследований. Наиболее важные фундаментальные и практические результаты получены в исследованиях физиологической роли кислорода и его активных форм. В этой связи произошли некоторые изменения и в тематике НИР кафедры. В настоящее время тема НИР кафедры называется «Исследование кислородзависимых электрофизиологических механизмов адаптации нервных клеток к гипоксии» (№ госрегистрации – 0120.0804737). Результаты, полученные по этой теме привели к созданию нового направления в физиологии – квантово-волновая физиология. Получена финансовая поддержка (грант РФФИ 2009), что позволило приобрести новые электрофизиологические приборы. На основе этих результатов разработаны спецкурсы и отдельные курсы (нейросинергетика, нейроинформатика, биофизика патологических состояний, физико-химия межклеточного взаимодействия, мембранология, адаптационная биофизика клетки), которые читаются бакалаврам, магистрам и аспирантам. Изучение квантово-волновых свойств нервных клеток привели к созданию нейроинформационных технологий дистанционного управления физиологическими резервами здоровья человека, которые получили высокую оценку научного сообщества РФ и различных подразделений РАН.
В 2010 году приказом ректора КБГУ профессора Б.С. Карамурзова при кафедре создана совместная КБГУ – РАН научно-исследовательская лаборатория «Биофизика нейроинформационных технологий». В результате этого студенты, аспиранты и сотрудники кафедры получили доступ к материально-технической базе различных подразделений РАН (НИИ медико-биологических проблем, Центр медико-экологических исследований – филиал ГНЦ РФ ИМБП РАН и др.) в виде различных современных цифровых электрофизиологических и электрохимических приборов.
Деятельность сотрудников кафедры получила высокое признание государства, общественности и университета.